Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательства Российской Федерации" (по вопросу приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательства Российской Федерации" (по вопросу приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) направлен на установление судебного порядка приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их структурных подразделений, в том числе производственных участков, агрегатов, а также эксплуатации зданий или сооружений, проведения отдельных видов работ (далее - приостановление деятельности). При этом приостановление деятельности рассматривается как специфический вид административного наказания, применяемого только в качестве основного административного наказания.
Назначено это наказание может быть на срок от одних суток до девяноста суток в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение правонарушений, ставящих в опасность жизнь или здоровье людей, создающих угрозу наступления иных тяжких последствий.
Следует отметить, что меры, подобные предлагаемым в проекте федерального закона, известны зарубежному законодательству, устанавливающему ответственность юридических лиц за нарушения и уголовные проступки (Франция, ФРГ).
Необходимые дополнения вносятся также в санкции ряда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) об ответственности за административные правонарушения (в сфере нарушения законодательства о труде, посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в области охраны окружающей природной среды и природопользования, промышленности, строительства и энергетики, ветеринарии, пожарной безопасности, а также за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и некоторые другие виды правонарушений).
Учитывая суровость предлагаемой санкции, в проекте установлено, что исполнение административного взыскания в виде административного приостановления деятельности может быть досрочно прекращено судом по ходатайству юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если будет установлено, что для достижения цели наказания дальнейшее исполнение этого административного наказания не требуется.
Поскольку в результате совершения правонарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем может возникнуть ситуация, требующая немедленного приостановления их деятельности, проектом предусмотрен временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Она может быть применена только в случае, если за правонарушение может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности до рассмотрения дела судом, но на срок не более 48 часов. Такое прекращение полностью или частично деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, их структурных подразделений, производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий или сооружений может быть произведено должностным лицом, уполномоченным в соответствии с КоАП составлять протокол об административном правонарушении, в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни, здоровью людей, наступления техногенной катастрофы, а также причинения невосполнимого вреда природным объектам или состоянию окружающей среды и невозможности предотвращения указанных обстоятельств другими способами.
Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического ее прекращения и не может превышать того периода времени, в течение которого дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено судьей (т.е. 48 часов). При этом срок временного запрета деятельности засчитывается в срок "административного приостановления деятельности".
Если временный запрет деятельности как мера обеспечения не применяется, то дело об административном правонарушении, совершение которого может повлечь административное приостановление деятельности, рассматривается судьей в пятидневный срок со дня получения протокола о правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.
Постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
В целях обеспечения права на судебную защиту и предотвращение возможной судебной ошибки при назначении этого административного наказания проектом предусмотрена возможность обжалования постановления об административном приостановлении деятельности, а жалоба подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в суд.
Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
По истечении срока приостановления деятельности организаций, их структурных подразделений, производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий и сооружений их функционирование возобновляется в общем порядке, который установлен законодательством для осуществления соответствующего вида деятельности (получение соответствующего разрешения и т.п.).
В случае, если возобновление деятельности будет сопряжено с нарушением установленного порядка, включая совершение правонарушений, за которые в КоАП предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности, уполномоченные этим Кодексом должностные лица вправе составить протокол о факте нарушения и вновь направить материалы судье для принятия решения об административном приостановлении деятельности.
Учитывая, что компетенция органов государственной власти в части права приостановления деятельности хозяйствующих субъектов предусмотрена иными актами федерального законодательства, в связи с внесением в КоАП вышеназванных изменений предусматривается соответствующая корректировка норм Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об охране окружающей среды", Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", Федерального закона "О пожарной безопасности", Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Закона Российской Федерации "О ветеринарии", Закона Российской Федерации "О милиции" и ряда других".
С целью усиления гарантий исполнения предписаний органов государственного надзора, утративших полномочия по приостановлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, увеличены размеры штрафов и предусмотрено наказание в виде дисквалификации за административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.5 КоАП.
Проект согласован с Верховным Судом Российской Федерации, согласование с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации не проводилось, так как в проект не включены составы административных правонарушений, отнесенные к компетенции судей арбитражных судов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательства Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательства Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.