Заключение Комитета ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям по проекту федерального закона "Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" N 51679-4 - внесен депутатами Государственной Думы Б.В. Грызловым, Г.В. Боосом, В.Н. Богомоловым, Е.И. Богомольным, Н.В. Бурыкиной, Ю.Н. Волковым, В.В. Володиным, И.Н. Габдрахмановым, В.Г. Драгановым, В.М. Зубовым, П.В. Крашенинниковым, Г.В. Куликом, В.А. Пехтиным, А.Д. Тягуновым, Г.П. Хованской, А.Н. Чилингаровым, П.Б. Шелищем
Рассмотрев проект федерального проект федерального закона "Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" N 51679-4, Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям считает необходимым отметить следующее.
Законопроектом предусматривается создание единой системы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, что в условиях отсутствия единого подхода в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях к разработке и реализации мер тарифного регулирования естественных монополий на локальных рынках представляется весьма актуальным.
Принятие законопроекта обеспечит восполнение пробелов в действующем законодательстве и направлено на систематизацию законодательной основы проведения тарифной политики путем сведения в одном акте основных и наиболее важных положений, касающихся тарифообразования в коммунальном комплексе.
Вместе с тем по данному законопроекту имеется ряд существенных замечаний, в связи с чем необходимо:
уточнить предмет правового регулирования, определить место в системе действующего законодательства и название законопроекта, определив, что объектом регулирования тарифов является исключительно продукция (услуги), оказываемые организациями, эксплуатирующими объекты коммунальной инфраструктуры поселений;
предусмотреть в законопроекте специальную статью "Основные понятия", в которой должны быть отражены используемые для целей данного законопроекта понятия: "коммунальный комплекс", "организации коммунального комплекса", "потребители коммунальных услуг", "регулирующие органы", "тарифы" и др., т.е. необходимо предусмотреть четкий понятийный аппарат;
разграничить и определить принципы регулирования тарифов на продукцию и услуги, предоставляемые при функционировании коммунальной инфраструктуры локального характера (водоснабжение, водоотведение, утилизация и переработка бытовых отходов), и услуги, предоставляемые в рамках функционирования межтерриториальных организованных рынков (электроэнергия, газоснабжение, тепло);
четко идентифицировать роль и полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов на услуги субъектов эксплуатирующих коммунальную инфраструктуру поселений с учетом пределов их реальной ответственности в области функционирования рынков электроэнергии, газа и тепла, а также принципа комплексности регуляторной системы и целостности принципов функционирования соответствующих рынков;
детально определить принципы и методы регулирования тарифов на услуги коммунальной инфраструктуры поселений;
взаимоувязать установление тарифов с формированием бюджета муниципального образования;
обеспечить увязку законопроекта с существующими федеральными законами "О естественных монополиях", "Об электроэнергетике", "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "О газоснабжении в Российской Федерации" в целях обеспечения принципа комплексности правового регулирования рынков электроэнергии, газа и тепла, комплексности разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствующих сферах.
Кроме того необходимо отметить, что представленный законопроект не относится к законодательству Российской Федерации о защите прав потребителей и, следовательно, не должен содержать нормы (статья 11 проекта), регулирующие защиту прав потребителей.
Защита прав субъектов регулирования, предусмотренная статьей 12 проекта обеспечивается нормами Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", который распространяется на отношения, связанные с проведением контроля за соблюдением законодательства в сфере регулирования тарифов.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям считает, что законопроект может быть рекомендован к принятию в первом чтении и доработан при его подготовке к рассмотрению во втором чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.