Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
от 7 июня 2004 г. N 2.2-1/2004
по проекту федерального закона N 51679-4 "Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", внесенному депутатами Государственной Думы Грызловым Б.В., Боосом Г.В., Богомоловым В.Н., Богомольным Е.И. и другими
(к первому чтению)
По указанному законопроекту отмечаем, что в целях обеспечения системности российского законодательства, единого правового регулирования рынков электро-, газоснабжения и снабжения тепловой энергией, а также обеспечения единого подхода к разграничению полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам регулирования цен и тарифов организаций коммунального комплекса, представленный законопроект требует согласования с Федеральными законами "О естественных монополиях", "Об электроэнергетике", "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "О газоснабжении в Российской Федерации".
При этом, необходимо разграничить принципы и методы регулирования тарифов на продукцию и услуги, предоставляемые при эксплуатации коммунальной инфраструктуры (по водоснабжению, водоотведению, утилизации переработки бытовых отходов), а также на продукцию и услуги субъектов естественных монополий (электро-, газо-, и теплоснабжение), с учетом принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики и газоснабжения в Российской Федерации, установленных Федеральными законами "Об электроэнергетике" и "О газоснабжении", направленных, в том числе на использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии минимизации стоимости электрической энергии и обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики. Вместе с тем, при доработке законопроекта следует учитывать принципы и методы государственного регулирования указанных тарифов в течение переходного периода, осуществляемого в том числе в форме установления Правительством Российской Федерации предельных уровней цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию для потребителей с выделением цен (тарифов) для населения (статья 20 Федерального закона "Об электроэнергетике").
Следует отметить, что предлагаемый законопроектом подход, предусматривающий закрепление на муниципальном уровне наряду с установлением тарифов для муниципальных предприятий также регулирование тарифов на услуги в сфере электро-, газо-, и теплоснабжения, предоставляемых "организациями коммунального комплекса", обслуживающих "обособленную систему коммунальной инфраструктуры", требует разграничение полномочий по регулированию указанных тарифов между субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления и согласования со статьей 5 Федерального закона "О естественных монополиях", согласно которой государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, которые для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы, образующиеся в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Так, согласно статье 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и пункта 4 статьи 21 Федерального закона "Об электроэнергетике", установление тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам, а также установление розничных цен на природный и сжиженный газ для населения в соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Названные в законопроекте полномочия органов местного самоуправления дублируют аналогичные полномочия субъектов Российской Федерации по регулированию тарифов, что недопустимо.
Обращаем внимание, что в законопроекте не определены используемые понятия "коммунальный комплекс", "организации коммунального комплекса", "субъекты регулирования", "системы коммунальной инфраструктуры", "обособленные системы коммунальной инфраструктуры (или их элементов)".
Части вторую и третью статьи 17 законопроекта целесообразно исключить как излишние. Федеральные законы не должны содержать поручения Правительству Российской Федерации, поскольку такие указания органа законодательной власти нарушают закрепленный в статье 10 Конституции Российской Федерации принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Правительство Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 115 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации# приводит свои нормативные акты без дополнительных указаний органа законодательной власти. Кроме этого, поскольку в этом случае указанная статья будет состоять из одной единственной части, цифровое обозначение части первой также следует исключить.
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.