Заключение
Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму от 7 июня 2004 г. N 38-10/9 на проект федерального закона N 51679-4 "Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", внесенный депутатами Государственной Думы Грызловым Б.В., Боосом Г.В., Богомоловым В.Н., Богомольным Е.И., Бурыкиной Н.В., Волковым Ю.Н., Володиным В.В., Габдрахмановым И.Н., Драгановым В.Г., Зубовым В.М., Крашенинниковым П.В., Куликом Г.В., Пехтиным В.А., Плескачевским B.C., Тягуновым А.А., Хованской Г.П., Чилингаровым А.Н., Шелищем П.Б.
Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рассмотрел проект федерального закона N 516791-4 "Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Комитет отмечает, что главная цель законопроекта - это создание единой системы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, четкое разграничение полномочий федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти, их права и ответственность в данной сфере.
В настоящее время отсутствует единая законодательная и нормативно-методическая база регулирования тарифов в коммунальном комплексе, имеют место различия в уровнях регулирования этих тарифов, прав и ответственности за их обоснованность. Отсутствует и институциональная структура регулирующих органов на федеральном, региональных и местных уровнях.
В результате этого организации коммунального комплекса, в отношении которых применяется негибкие и зачастую необоснованные изменения тарифов на их продукцию, имеют низкий уровень эффективности и технической оснащенности, высокие затраты на эксплуатацию и, следовательно, высокие риски для инвестиций частного капитала.
Все это ограничивает объемы и темпы нового промышленного и гражданского строительства, не позволяет региональным и местным органам власти формировать долгосрочные программы развития, в том числе модернизации действующих инфраструктурных и иных объектов в их комплексном виде.
Поэтому в основу настоящего законопроекта положены нормы, позволяющие устранить различие подходов к принципам регулирования тарифов следующие коммунальные услуги: энергоснабжение по сетям низкого напряжения, газоснабжение по сетям низкого давления, водоснабжение и водоотведение, утилизация и захоронение твердых бытовых отходов; обеспечение единой правовой базы для регулирования тарифов на продукцию организаций коммунального комплекса; создание устойчивых, эффективных и прозрачных процедур их тарифного регулирования, оптимизация структуры тарифов; создание механизмов независимого, ответственного и квалифицированного принятия решений органами регулирования тарифов.
Представляется особенно важным, что законопроект устанавливает четкую взаимосвязь между, с одной стороны, участием органов регулирования тарифов соответствующих уровней в разработке и утверждении ими производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и, с другой - регулированием тарифов в рамках периодов реализации этих программ, полномочиями в изменении этих тарифов в зависимости от сложившейся экономической и социальной ситуации, а также защита прав потребителей и контроль за применением этих тарифов.
Таким образом, можно констатировать, что законопроект восполняет пробелы в действующем законодательстве и направлен на систематизацию законодательной базы проведения тарифной политики в сфере коммунального комплекса. Однако, это касается только концепции настоящего законопроекта.
Очевидно, что для применения его в реальных условиях развития России наличие правильной в целом концепции является недостаточно. Прежде всего это касается особых макроэкономических внутренних и внешних условий развития России. Ошибочно сводить проблему к тарифной политике на разных уровнях, объяснять убыточность муниципальных предприятий отсутствием у них возможностей повышения тарифов - результатом может быть рост цен. Надо ввести четкие правила тарифной политики. Определить принципы регулирования тарифов на продукцию и услуги, предоставляемые при функционировании коммунальной инфраструктуры локального характера (водоснабжение, водоотведение, утилизация и переработка бытовых отходов), и услуги, предоставляемые в рамках функционирования межтерриториальных организованных рынков (электроэнергия, газоснабжение, тепло), четко идентифицировать роль и полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов. Разграничение уровней регулирования тарифов - федеральный, региональный и местный, весь комплекс связанных с этим мер по иерархии - программы развития коммунальных комплексов, органы регулирования и т.п.
Применение унифицированных правил по стране в целом - в условиях серьезных диспропорций, лучших и худших условий развития, передача полномочий по программам и тарифам на региональный и местные уровни вызовет серьезную дифференциацию по уровням тарифов:
1. Неоправданное повышение цен и понижение уровня жизни в худших регионах;
2. Большая привлекательность для инвестиций там, где выше тарифы и рентабельность проектов (также и иностранных инвестиций, в условиях допуска их к сфере услуг по ВТО).
Это вызовет необходимость соответствующего пополнения бюджетов региональных и местных уровней для разного рода компенсационных выплат, установления льгот (ст. 7, п. 10);
3. Очевидно, что устойчивость этих тарифов (ст. 8, п. 2) зависит от макроэкономической ситуации и политики, внутренних и внешних условий, мировых цен на сырье (в условиях присоединения к ВТО - повышения внутренних цен). Изношенность оборудования и высокие затраты в добыче и транспортировке будет резко повышать издержки и цены. Поэтому это приведет к колебаниям цен на региональном и местном уровнях, что сведет на нет всю идею.
Необходимо срочно проводить параллельно структурную реформу. В частности, увязать программы развития коммунального комплекса с такой реформой на соответствующих уровнях. Модернизация комплекса требует новых технологий, оборудования, которые, очевидно, не производятся на этих уровнях. Кроме этого, в целях обеспечения принципа комплексности правового регулирования рынков электроэнергии, газа и тепла, комплексности разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствующих сферах.
Позитивным моментом законопроекта являются положения, закрепленные в Главе 5 "Защита прав потребителей и субъектов регулирования".
В связи с вышеизложенным Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 51679-4 "Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Председатель Комитета |
В.Г. Драганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.