Заключение Правовового управления Аппарата Государственной Думы
от 7 июня 2004 г. N 2.2-1/1995
по проекту федерального закона N 51721-4 "Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания", внесенному депутатами Государственной Думы Б.В.Грызловым, Г.В.Боосом, В.Н.Богомоловым и другими
(первое чтение)
По представленному проекту федерального закона сообщаем следующее.
Предлагаем исключить преамбулу, поскольку она не является обязательной и не содержит самостоятельные нормативные предписания.
Из содержания проекта следует, что он фактически определяет порядок и условия заключения инвестиционного договора (соглашения), при этом нередко отступая от требований действующего законодательства, регулирующего отношения в указанной сфере. Так, в частности, нуждаются в конкретизации положения проекта (преамбула, статья 1 проекта и др.) в части определения понятий "населения и прочих потребителей". При этом, имея в виду, что в Российском законодательстве имеется четкое определение понятия "потребитель" (см. Закон РФ "О защите прав потребителей"). В данном же проекте следует вести речь о "гражданах и юридических лицах", а не о "населении и прочих потребителях". Нельзя согласиться и с использованием в проекте термина "инвестиционное соглашение", поскольку в ГК РФ употребляется термин "договор", которым признается соглашение двух или несколько лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (см. статью 420 ГК РФ). В статье 6 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" также говорится об инвестиционном договоре или контракте, в котором устанавливаются условия сторон такого договора, при этом стороны таких договоров (контрактов) самостоятельно определяют условия инвестиционной деятельности при соблюдении императивных требований действующего законодательства РФ.
Положение пункта 2 части 1 статьи 3 проекта следует согласовать со статьей 4 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", в которой содержится определение понятия "инвестор".
Положение части 3 статьи 7 проекта о передаче в собственность муниципального образования инвестором имущества, которое может находиться в соответствии с законодательством Российской Федерации только в государственной или муниципальной собственности, нуждается в доработке с целью устранения внутреннего противоречия - имущество, которое может находиться только в государственной собственности, не должно передаваться в собственность муниципальную.
При доработке положений части 3 статьи 9 проекта, согласно которым инвестору предоставляется право прекращать оказание услуг потребителям в случае неоплаты ими этих услуг, следует иметь в виду, что это можно делать только в соответствии с гражданским законодательством, например, положениям пункта 2 статьи 546 ГК РФ, согласно которым по общему правилу перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускается по соглашению сторон. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования, но с соответствующим предупреждением в случае нарушения абонентом обязательств по оплате энергии допускается только с абонентом - юридическим лицом.
В части 1 статьи 12 проекта следует уточнить перечень существенных (обязательных) условий инвестиционного соглашения. Так, не ясно, о каких условиях о правах пользования имуществом идет речь. Если предполагается, что они обозначены в статье 2 проекта, то указанные нормы следует корреспондировать. Не ясно также, о каких условиях о пользовании информацией идет речь. Кроме того, на наш взгляд, следует исключить из перечня существенных условий положения, касающиеся тарифов, а также порядка и места разрешения споров. При определении существенных условий инвестиционного соглашения следует исходить из положений Гражданского кодекса РФ, посвященных отдельным видам договоров, например, оказание услуг, выполнение работ, поскольку исходя из норм статьи 2 проекта следует, что по инвестиционному соглашению инвестор будет осуществлять определенный вид деятельности.
Положения частей 1 и 2 статьи 15 проекта являются излишними, поскольку они закреплены в статье 449 ГК РФ.
В статье 16 проекта наименование статьи не соответствует ее содержанию, в котором речь идет об экспертизе инвестиционного проекта, а не инвестиционного соглашения.
Согласно части 2 статьи 17 проекта предусматривается заключение "временного соглашения", однако правовая природа такого соглашения не ясна. Не ясно также, с кем должно заключаться такое соглашение
Статья 23 проекта является бланкетной. Порядок разрешения споров и их подведомственность определяются процессуальным законодательством - АПК РФ и ГПК РФ. В связи с чем данные положения проекта являются излишними и подлежат исключению.
Как излишняя, подлежит исключению статья о порядке вступления федерального закона в силу (статья 25 проекта), поскольку в данном случае нет оснований для установления иного порядка вступления федерального закона в силу, отличного от установленного статьей 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
В проекте делается попытка включить в статью, посвященную одному из вопросов - праву (обязанности) муниципального образования, правила, относящиеся к совершенно другому вопросу, а именно, к установлению обязанностей (права) инвестора (см., например, статьи 7, 8 проекта).
Проект нуждается в юридико-технической доработке с учетом Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной работы (протокол N 187 от 20 ноября 2003 г., пункт 36).
Структурная единица статьи, обозначенная арабской цифрой с точкой, является частью статьи, а не пунктом. Пунктом называется структурная единица, обозначенная арабской цифрой с круглой скобкой, подпунктом пункта может быть структурная единица, обозначенная буквой русского алфавита с круглой скобкой. Если требуется "расширение" подпункта, то это делается абзацами.
Очень существенным для части статьи является то, что она не должна состоять из нескольких абзацев, начинающихся с прописной буквы. Такие нарушения структуры части статьи встречаются в данном законопроекте и их необходимо ликвидировать либо "подтянув" такой абзац к предыдущему, либо пронумеровав его арабской цифрой с точкой, с тем, чтобы он стал частью статьи.
В связи с тем, что структурная единица статьи, обозначенная арабской цифрой с точкой является частью, а не пунктом, и в связи с необходимой корректировкой структуры статей все имеющиеся в законопроекте ссылки на структурные единицы статей должны быть исправлены.
Другие замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Кроме того, по проекту имеются замечания лингвостилистического характера.
Основной термин, используемый в законопроекте, в том числе в его наименовании, не соответствует отраслевым терминам:
1) понятие "коммунальное обслуживание" следует заменить понятием "оказание коммунальных услуг";
2) терминологическое словосочетание "инвестиционные соглашения в сфере..." страдает неопределенностью и не соответствует аналогам отраслевого законодательства. Предлагаемые варианты исправления: "инвестиционные договоры в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг"; "Инвестиционные договоры в связи с оказанием коммунальных услуг".
Кроме того, по тексту законопроекта основной термин необоснованно используется в сокращенном виде, что требует его введения через выражение "далее - инвестиционные договоры".
Понятие "население" предлагаем заменить понятием "граждане", так как коммунальные услуги оказываются не совокупности граждан (населению), а отдельным лицам.
Начальник управления |
Г.П.Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.