Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В соответствии с законодательством Российской Федерации противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ осуществляется силами и средствами различных федеральных органов исполнительной власти, среди которых органы Генпрокуратуры России, органы ФСБ России, таможенные органы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы ФСР России, федеральные органы здравоохранения, органы внутренних дел). Масштабность немедицинского потребления наркотиков, возросший поток их контрабанды, специфика использования наркотических средств в медицинских целях - все это характеризует сложную криминогенную обстановку в данной сфере, а, следовательно, подобная многосубъектность, при четком разграничении компетенции каждого органа исполнительной власти, является обоснованной и оправданной.
Органы внутренних дел в соответствии с положениями Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" в рамках своей компетенции обязаны осуществлять борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
В этих целях в соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации органы внутренних дел расследуют уголовные дела в форме предварительного следствия о преступлениях, предусмотренных ч. 2 - 4 188 УК РФ (контрабанда, в т.ч. наркотических средств и психотропных веществ), ч. 2 ст. 228 УК РФ (незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), ст. 228.1 УК РФ (незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов).
По иным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающим уголовную ответственность за незаконные действия в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, органы внутренних дел также могут проводить расследование, но только в форме дознания. К таким статьям относятся:
- ч. 1 ст. 228 УК РФ (незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов);
- ст. 228.2 УК РФ (нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ);
- ч. 1 ст. 230 УК РФ (склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ);
- ч. 1 ст. 231 УК РФ (незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества);
- ч. 1 ст. 232 УК РФ (организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ);
- ст. 233 УК РФ (незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ).
Вместе с тем, органы внутренних дел, исходя из установленных законодательством задач, осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления и пресечения любых преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, в том числе на режимных объектах, на транспорте (железнодорожном, водном, воздушном), в местах хранения наркотических средств и психотропных веществ в медицинских учреждениях, на объектах их производства. Они также осуществляют выявление незаконных посевов конопли и мака, мест функционирования наркопритонов, проводят различного рода профилактическую работу по противодействию распространения наркомании среди населения и т.д.
Следует заметить, что органы внутренних дел являются правоохранительной системой, имеющей свои подразделения на всех уровнях административно-территориального деления Российской Федерации, и, таким образом, имеют возможность оперативно обслуживать всю территорию России. В этой связи особая роль в предупреждении, пресечении и раскрытии наркопреступлений принадлежит участковым уполномоченным (непосредственно работающих с населением), подразделениям по делам несовершеннолетних (осуществляющим профилактическую работу с молодежью), подразделениям органов внутренних дел на транспорте.
Однако, по квалифицированным частям, таким как:
- ч. 1 - 3 ст. 229 УК РФ (хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ);
- ч. 2 - 3 ст. 230 УК РФ (склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ);
- ч. 2 ст. 231 УК РФ (незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества);
- ч. 2 ст. 232 УК РФ (организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ) -
органы внутренних дел расследование в форме предварительного следствия в настоящее время проводить не могут. Это вынуждает их, выявив преступление, не доведя расследование до логического конца, передавать уголовные по подследственности. Такое положение ведет к межведомственным противоречиям, затягиванию расследования и в целом снижает эффективность борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Концепция проекта федерального закона направлена на устранение указанного пробела в законодательстве по вопросам подследственности органов внутренних дел. Предлагаемые уточнения альтернативной подследственности по ст. 229, ч. 2 - 3 ст. 230, ч. 2 ст. 231, ч. 2 ст. 232 УК РФ имеют цель повысить эффективность борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Необходимость внесения предлагаемых изменений обсуждалась на проведенном в Государственной Думе 18 мая 2004 года заседании "круглого стола" по теме "Проблемы наркомании - профилактика, лечение, медико-социальная реабилитация наркозависимых, а также некоторые аспекты противодействия незаконному обороту наркотиков", где нашла поддержку его участников.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов из государственного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.