Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Проект разработан в целях защиты законных прав и интересов граждан и юридических лиц в сфере нотариального обслуживания.
В статьях 1, 37, 39, 65 и 66 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы о нотариате) предусмотрено, что в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные совершать нотариальные действия. В настоящее время должностные лица органов местного самоуправления данным правом не наделены.
Закон Российской Федерации от 6 июля 1991 года N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" наделил полномочиями по совершению нотариальных действий поселковые и сельские администрации, которые на тот период являлись исполнительными органами государственной власти. Основы о нотариате, принятые 11 февраля 1993 года, также предусмотрели право должностных лиц органов исполнительной власти, каковыми являлись в то время и главы сельских округов, в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса, совершать ряд нотариальных действий.
Суть наделения должностных лиц органов исполнительной власти полномочиями по совершению нотариальных действий заключалась в том, чтобы жителям удаленных от городов и районных центров сельских поселений, где нет нотариальных контор, были доступны наиболее распространенные и необходимые нотариальные действия. Закон РСФСР о государственном нотариате, действовавший до принятия Основ о нотариате, также предусматривал совершение нотариальных действий должностными лицами органов государственной власти.
Однако 12 декабря 1993 года в Российской Федерации была принята новая Конституция, согласно которой сельсоветы были выведены из системы органов государственной власти и в настоящее время относятся к структуре органов местного самоуправления.
В связи с этим с момента вступления в силу Конституции Российской Федерации должностные лица органов местного самоуправления не вправе совершать нотариальные действия в соответствии с Основами о нотариате, тогда как согласно Закону Российской Федерации от 6 июля 1991 года N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (ст. 54), Закону Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2005-1 "О государственной пошлине" (ст. 4), Гражданскому кодексу Российской Федерации (ст.ст. 1125, 1171), Федеральному закону от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (ст. 34) должностные лица органов местного самоуправления могут совершать нотариальные действия в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.
Таким образом, Основы о нотариате нуждаются в приведении их в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Россииской Федерации, другими федеральными законодательными актами.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится законодательство о нотариате. Ряд субъектов Российской Федерации, в том числе и Вологодская область, делали попытки реализовать свое право в регулировании вопросов, связанных с нотариальными действиями, путем принятия закона субъекта о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по совершению нотариальных действий. Однако в соответствии со сложившейся судебной практикой законы субъектов Российской Федерации (Воронежская область, Алтайский край, Владимирская область, Республика Коми и другие), регулирующие данные правоотношения, признаются недействующими и нотариусы отказывают гражданам в приеме документов, оформленных должностными лицами органов местного самоуправления. В определении Верховного Суда РФ от 18.08.2003 года прямо указывается, что только федеральный закон вправе предоставить должностным лицам местного самоуправления право совершать нотариальные действия, и закон субъекта Российской Федерации не вправе урегулировать этот вопрос. Все это не облегчает, а усложняет для населения (особенно в сельской местности) возможность осуществлять нотариальные действия.
Таким образом, вновь остро встал вопрос нотариального обслуживания населения отдаленных от городов и районных центров населенных пунктов, поскольку в настоящее время специалисты сельских и поселковых администраций не вправе совершать нотариальные действия. Граждане, проживающие в населенных пунктах, в которых отсутствует нотариус, лишены возможности получения нотариальных услуг даже для совершения таких распространенных нотариальных действий, как удостоверение завещаний, доверенностей, свидетельствование верности копий документов; они вынуждены, несмотря на наличие сложностей с транспортным сообщением, выезжать за пределы своего населенного пункта. Это влечет за собой дополнительные материальные и временные затраты, а в сельской местности проживают в основном граждане, не имеющие достаточных материальных средств для проезда к нотариусу, многие из них находятся на пенсии, имеется большой процент больных.
В соответствии со ст.ст. 50, 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 6 Закона Российской Федерации от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине" государственная пошлина, уплачиваемая за совершение юридических действий федеральными органами государственной власти, зачисляется в доход федерального бюджета. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета, что является немаловажным фактором его пополнения.
Таким образом, представляется целесообразным наделение должностных лиц органов местного самоуправления, в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса, правом совершать нотариальные действия, а именно: удостоверять завещания, доверенности, свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах, принимать меры к охране наследственного имущества.
Предлагаемые изменения в Основы о нотариате позволят органам местного самоуправления оперативно решать проблемы, прежде всего, сельского населения, а также всех граждан Российской Федерации в целом, поскольку дают возможность реализовать всем гражданам в равной мере свои конституционные права в сфере нотариального обслуживания, защиты прав и законных интересов.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" потребует внесение изменений в следующие действующие акты федерального законодательства:
1. Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2005-1 "О государственной пошлине" (в ред. федеральных законов от 31.12.1995 N 226-ФЗ; от 20.08.1996 N 118-ФЗ; от 19.07.1997 N 105-ФЗ; от 21.07.1998 N 117-ФЗ; от 13.04.1999 N 76-ФЗ; от 07.08.2001 N 112-Ф3; от 21.03.2002 N 31-Ф3; от 25.07.2002 N 115-ФЗ; от 25.07.2002 N 116-ФЗ).
2. Инструкция Министерства юстиции Российской Федерации "О порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти" (утверждена 19 марта 1996 года, зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 марта 1996 года N 1055; Российские вести, 1996, N 92).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.