Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия массовой рассылке сообщений электросвязи рекламного характера"
Электронная почта стала в последние годы эффективным средством связи, управления и бизнеса. Большинство организаций и все большее число граждан России используют ее ежедневно, в том числе для установления деловых контактов, проведения переговоров, обмена информацией. Электронная почта является совершенной в техническом отношении и недорогой альтернативой обычным средствам связи, таким как телефон, телеграф и телефакс.
Во многих областях человеческой деятельности, в том числе в образовании или сфере услуг, электронная почта активно вытесняет традиционные средства связи. Любые перебои в функционировании электронной почты, например в силу технических причин, влекут материальные потери. Невозможность вовремя получить важную информацию посредством электронной почты может затруднить деятельность предприятий и организаций. Еще более серьезные последствия могут быть при перебоях в функционировании электронной почты в области здравоохранения и в сфере управления.
Развитие электронной почты является одним из приоритетов для придания экономике России конкурентоспособности в мире.
Наряду с развитием электронной почты растут угрозы ее функционированию. Глобальной проблемой стал так называемый спам, то есть массовая рассылка сообщений, в основном рекламного характера, не запрошенных получателями.
Массовая рассылка электронных сообщений приводит к потере производительности работы тех людей, которые используют электронную почту в повседневной деятельности. Тратится значительное время на уничтожение ненужных сообщений, рассылаемых иногда в миллионы адресов одновременно. При уничтожении ненужных сообщений могут быть потеряны важные сообщения. Кроме того, массовые рассылки зачастую используются для распространения вредоносных программ.
Над проблемой защиты электронной почты от спама во всем мире активно работают как специалисты в области информационных технологий, так и юристы. Использование технологических решений в настоящее время позволяет отфильтровать значительную часть спама.
При этом у технологических средств борьбы есть очевидные недостатки. Во-первых, в числе отфильтрованных сообщений могут оказаться и те, которые важны для получателя. Во-вторых, такие средства вряд ли способны искоренить спам, так как все технологические решения направлены на борьбу с последствиями уже совершенных действий. Только закон способен повлиять на людей и устранить причину возникновения спама.
Причина возникновения спама в том, что это источник дохода для определенного круга людей. Эти люди обладают специальными познаниями в области программирования и функционирования информационных сетей, имеют корыстную цель, осознают вредные последствия своих действий и свою безнаказанность и продолжают создавать незапрошенные электронные сообщения и технологии для их массовой рассылки.
В ответ на меры борьбы создатели спама используют все более изощренные методы рассылок, включая заражение компьютеров вредоносными программами.
К этим людям необходимо применять меры воздействия, чтобы побудить их прекратить деятельность, приносящую вред миллионам пользователей. Такие меры воздействия могут быть установлены только законом, такие законы уже приняты в наиболее развитых в экономическом отношении странах, в частности в странах Европейского союза и в США.
Наиболее целесообразным представляется внесение изменений в те федеральные законы, которые отнесли бы спам к административным правонарушениям и преступлениям. Это прежде всего Федеральный закон "О рекламе", а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации.
При этом следует учитывать следующие обстоятельства:
1. Независимо от содержания спама, носящего рекламный характер, он должен быть запрещен. Несмотря на то, что рекламное сообщение, полученное с помощью технологий массовых рассылок, может оказаться полезным для некоторых из его адресатов, несопоставимо большему количеству людей спам причиняет только вред. Кроме того, вред причиняется Интернет-провайдерам, вынужденным наращивать мощности (только для того, чтобы быть в состоянии обработать огромный объем незапрошенных сообщений) и затрачивать усилия специалистов на борьбу с массовыми рассылками.
2. Следует ограничиться законодательным запрещением массовых рассылок, осуществляемых посредством только электронной почты.
3. Эффективное противодействие спаму предполагает использование оперативно-розыскных мероприятий, которые могут проводиться только в рамках расследования преступлений. Поэтому для эффективной борьбы со спамом следует совершенствовать уголовное законодательство.
В формулировках законопроекта использована терминология Федерального закона "О связи" (например, "сеть связи общего пользования", "сообщения электросвязи").
При определении термина "массовая рассылка" использована мировая практика, а именно, положения закона США о противодействии спаму.
Внесение изменений в законодательство Российской Федерации соответствует практике стран Европейского союза, в частности Директиве Европарламента 2002/58/ЕС, принятой 12 июля 2002 года и обязательной для членов ЕС, в которой говорится, что "использование автоматических систем дозвона, факсов или электронной почты для целей прямого маркетинга не допускается, за исключением случаев, когда это делается с предварительного согласия потребителя".
Принятие данного законопроекта не предполагает признания актов федерального законодательства утратившими силу, а также не требует дополнительных финансовых затрат, создания новых структур исполнительной власти и изменения действующего законодательства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия массовой рассылке сообщений электросвязи рекламного характера"
Принятие проекта данного федерального закона не потребует внесения изменений в иные федеральные законы.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия массовой рассылке сообщений электросвязи рекламного характера"
Проект данного федерального закона не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Московская городская Дума |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.