Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" подготовлен в связи с необходимостью совершенствования законодательства по таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
В настоящее время в России уровень таможенного налогообложения затрагивает интересы практически всех слоев населения. Фискальная нагрузка таможенных платежей является существенной составляющей в потребительских ценах импортных товаров, от поступления таможенных платежей зависит доходная часть федерального бюджета, а российские производители пока не могут противостоять иностранной конкуренции без стабильной и надежной защиты.
В то же время эффективность мер тарифного регулирования, практическое применение таможенных тарифов и налогов, степень их воздействия на экономику страны определяется не только уровнем самих ставок пошлин и налогов, но и величиной налоговой базы.
В российском таможенном тарифе основным видом ставок являются адвалорные, которые исчисляются в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров. Кроме этого таможенная стоимость является основной частью налоговой базы для взимания налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В этой связи установление тех или иных правил определения таможенной стоимости при перемещении товаров через таможенную границу - актуальная и важная проблема практически для всех хозяйствующих субъектов и, косвенно, для населения. Но значимость вопроса определения таможенной стоимости товаров для России определяется не только непосредственным влиянием таможенной стоимости на размер таможенного налогообложения, но и влиянием вопроса на торгово-политические отношения с другими странами.
Таможенная оценка ввозимых товаров регламентируется в рамках правовой системы Всемирной торговой организации, поскольку в международной торговой практике использование различных национальных методик определения таможенной стоимости ввозимых товаров рассматривается в качестве нетарифного барьера. В этой связи унификация российского законодательства по таможенной оценке ввозимых товаров с нормами Соглашения о применении статьи VII ГАТТ, 1994 года (далее - Соглашение) является одним из центральных вопросов на переговорах по вступлению России в ВТО.
Однако, несмотря на обозначенную важность проблемы, вопрос о внесении изменений и дополнений в российское законодательство по таможенной стоимости не может решиться с 1995 года. При этом необходимость такого внесения признается депутатами Государственной Думы Российской Федерации, Правительством РФ и деловыми кругами. Однако разногласия возникают в отношении того, каким законодательным актом должен регулироваться этот вопрос. До настоящего времени предлагалось три основных варианта:
- включить в Налоговый кодекс Российской Федерации,
- включить в Таможенный кодекс Российской Федерации,
- оставить раздел по таможенной стоимости в Законе Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Два первых варианта имеют существенные недостатки.
Включение положений по таможенной стоимости товаров в Налоговый кодекс Российской Федерации означало бы, что для России первостепенной является фискальная функция таможенных пошлин и налогов, а регулирующие задачи - вторичны, что не соответствует требованиям ВТО. Кроме этого порядок определения таможенной стоимости как налоговой базы значительно отличается от порядка определения налоговой базы для взимания внутренних налогов и регулируется международным Соглашением. Как показывает практика уже в настоящее время возникают определенные коллизии между нормами Налогового кодекса РФ и действующим российским законодательством по таможенной стоимости.
Предложение о включении положений по таможенной стоимости товаров в Таможенный кодекс Российской Федерации также в полной мере не соответствует задачам этого документа. Таможенный кодекс должен регулировать технологию таможенного оформления, таможенного контроля и вопросы применения таможенных режимов, как основного экономического рычага таможенного регулирования. Не случайно, что в международной практике эти вопросы регулируются отдельным документом - Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото). Необходимо подчеркнуть, что эта Конвенция разработана под эгидой Совета таможенного сотрудничества, а не Всемирной торговой организации, в отличие от Соглашения о применении статьи VII ГАТТ, 1994 года, которое является одним из основополагающих документов ВТО. Это подтверждает тот факт, что вопросы определения таможенной стоимости являются важным элементов именно торговой политики.
В свете изложенного наиболее рациональным для урегулирования всех противоречий представляется внесение изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Основную часть предлагаемого законопроекта составит описание методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. При этом текст национального закона приведен в соответствие с нормами Соглашения по применению статьи VII ГАТТ, 1994, регулирующей порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию страны.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" не потребуют дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Уровень тарифной защиты российской экономики зависит не только от величины ставок таможенных платежей, но и от правильности определения базы для их исчисления. В случае установления адвалорных ставок налоговой базой для исчисления таможенных платежей (таможенных пошлин, акциза и налога на добавленную стоимость) является таможенная стоимость. Принятие данного законопроекта позволит установить методологию определения таможенной стоимости, основанную на статье VII ГАТТ ВТО, 1994.
Законопроект устанавливает нормы прямого действия, что оказывает непосредственное влияние на объемы поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет, а также позволит решить проблемы, связанные с негативной судебной практикой по вопросам таможенной стоимости, которые приводят к возвратам из федерального бюджета ранее взысканных сумм таможенных платежей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.