Заключение Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 55940-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации " Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (глава "Земельный налог"), внесенному в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, первое чтение
Рассмотрев проект федерального закона N 55940-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам отмечает следующее.
Указанный законопроект предусматривает дополнение части второй Налогового кодекса Российской Федерации новой главой "Земельный налог", которая должна заменить Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-I "О плате за землю".
В рамках данной главы Кодекса предлагается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов, установить земельный налог, который будет вводиться в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга).
В новой главе "Земельный налог" определяются налогоплательщики и все элементы налогообложения, в том числе объект налогообложения, предельные размеры налоговых ставок, налоговая база, налоговый период.
Объектом налогообложения предлагается признавать земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог, а налоговой базой - кадастровую стоимость этих земельных участков.
Предусматривается, что при установлении земельного налога представительные органы местного самоуправления (органы законодательной (представительной) власти городов Москвы и Санкт-Петербурга) в принимаемых ими нормативных правовых актах (законах) сами определяют размеры налоговых ставок в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы.
Учитывая, что земельный налог устанавливается в качестве местного налога, перечень налоговых льгот, предлагаемых главой Кодекса, максимально ограничен. При этом принятие решений о дополнительных налоговых льготах и основания для их использования налогоплательщиками (включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков) отнесено в# компетенции представительных органов местного самоуправления (органов законодательной (представительной) власти городов Москвы и Санкт-Петербурга).
Помимо налоговых льгот законопроектом предусматривается возможность уменьшения налоговой базы на 10 тыс. рублей в отношении земельных участков, принадлежащих отдельным категориям налогоплательщиков.
Главой предусматривается, что суммы налога и авансового платежа по налогу исчисляются отдельно в отношении каждого земельного участка, исходя из налоговой ставки и кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, как соответствующая процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики, являющиеся организациями и индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога, подлежащую уплате, самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, определяется налоговыми органами.
Комитет поддерживает концепцию данного законопроекта и считает необходимым принятие главы "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации взамен Закона Российской Федерации "О плате за землю", нормы которого в настоящее время устарели и не отвечают требованиям части первой Налогового кодекса Российской Федерации, предъявляемым к актам законодательства о налогах и сборах.
Вместе с тем, в законопроекте присутствует ряд вопросов, которые следует учесть при подготовке его к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении:
1. Отсутствие методики кадастровой оценки земельных участков, а также неопределенность в разграничении границ земельных участков как в самих муниципальных образованиях, так и между соседними муниципальными образованиями может привести к проблемам в однозначном определении объекта налогообложения.
2. Предусмотренное в статье 401 предлагаемой законопроектом главы "Земельный налог" уменьшение налоговой базы требует внимательного рассмотрения с точки зрения общей концепции отмены всяких льгот по налогам.
3. Налоговые вычеты, устанавливаемые пунктом 5 статьи 401 главы "Земельный налог" в отношении каждого земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, стандартны (10 тыс. рублей) и не учитывают разницу в стоимости земельных участков в различных муниципальных образованиях, а также размеров этих земельных участков и количество земельных участков, находящихся в собственности у одного налогоплательщика.
Кроме того, в законопроекте (статья 404 главы "Земельный налог") установлены дифференцированные ставки по категориям и целевому назначению земельных участков и не предусмотрены дифференцированные ставки по категориям налогоплательщиков.
4. В пункте 7 статьи 406 главы "Земельный налог" следует уточнить срок исчисления налога в отношении земельного участка (его доли), перешедшего по наследству к другому физическому лицу, поскольку при отказе от наследства в представленной формулировке, физическое лицо будет платить налог, не владея объектом налогообложения.
5. Необходимо предусмотреть нормы, реализующие единообразный учет объектов налогообложения на территориях всех муниципальных образований.
По итогам рассмотрения Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 55940-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" и учесть замечания, содержащиеся в настоящем заключении при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.