Заключение Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
по проекту федерального закона N 55940-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (Глава 32 "Земельный налог")
Внесен Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" и отмечает.
В указанном проекте федерального закона земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов и будет вводиться в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.
При установлении данного налога представительным органам местного самоуправления (органы законодательной (представительной) власти городов Москвы и Санкт-Петербурга) в принимаемых нормативных правовых актах (законах) предоставляется право самостоятельно определять налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога.
Налогоплательщиками признаются собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи, определяемые в соответствии с земельным законодательством.
Объектом налогообложения предлагается признать земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на которую распространяется действие нормативного правового акта (закона), принятого представительным органом местного самоуправления (органами законодательной (представительной) власти городов Москвы и Санкт-Петербурга).
Налоговая база в законопроекте определяется как кадастровая стоимость земельного участка в отличии# от действующего закона Российской Федерации - платеж за единицу земельной площади.
Законопроектом определяется максимальный размер налоговой ставки, которая не может превышать 0,3 процента для земель, используемых для сельскохозяйственного производства, занятых жилым фондом или предоставленных для жилищного строительства, а также предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства физическим лицам и (или) их объединениям и 1,5 процента для других категорий земель.
Предусмотрено уменьшение налоговой базы на 10 тыс. рублей в отношении земельных участков, принадлежащих отдельным категориям физических лиц (Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; инвалиды I группы; инвалиды с детства; ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий; физические лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы; физические лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных).
Учитывая, что земельный налог является местным, перечень налоговых льгот, устанавливаемых главой Кодекса, является ограниченным и может быть расширен муниципальными образованиями. Резкое сокращение льгот по земельному налогу может привести к социальному взрыву.
Права на установление дополнительных налоговых льгот отнесены к компетенции представительных органов местного самоуправления и органов законодательной (представительной) власти городов Москвы и Санкт-Петербурга), которые не в полной мере осознают значимость предоставляемых льгот.
В целом поддерживая концепцию указанного проекта федерального закона Комитет считает необходимым включить в проект постановления о принятии данного законопроекта в первом чтении следующие предложения:
- уточнить редакцию подпункта 1 пункта 2 статьи 399 в части исключения из объекта налогообложения земельных участков, изъятых из оборота. Так как эти участки нельзя только приватизировать, но можно предоставлять на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения, и следовательно их можно облагать земельным налогом;
- в целях сохранения налоговой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей снизить ставку налога с 03%# до 0,2% от кадастровой стоимости за земельные участки, используемые для сельскохозяйственного производства и другим земельным участкам, указанных# в части первой пункта 1 статьи 404;
- Статью "Налоговая ставка" дополнить положениями
а) при не использовании земельного участка по целевому назначению ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере,
б) за часть площади земельных участков сверх установленных норм устанавливается в двукратном размере.
- признать объектом налогообложения земельные участки, находящиеся в долевой собственности, которые не внесены в уставной фонд (капитал);
- пересмотреть перечень льготников по уплате земельного налога и дополнить его в соответствии с действующим законодательством
1) заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;
2) предприятия, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования;
3) научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытаний сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;
4) предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации) на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв;
5) высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования; Российской академии архитектуры и строительных наук; государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
6) государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие эксплуатацию государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, в том числе за земли водного фонда, занятые водохранилищами, каналами, дамбами и другими гидротехническими сооружениями в пределах полосы их отвода, а также государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие строительство государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, за земли, временно предоставленные им для строительства указанных объектов;
7) граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков;
8) предприятия, учреждения и организации железнодорожного транспорта за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог;
9) инвалиды I и II групп, ветераны труда;
10) государственные предприятия и организации транспорта, в том числе за земли занятые, федеральными автомобильными дорогами общего пользования.
Заместитель |
А.Н. Хайруллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.