Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 24 июня 2004 г. N вн 2.2/2244 по проекту федерального закона N 55940-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", внесенный Правительством Российской Федерации (первое чтение)
Законопроектом предлагается дополнить часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) новой главой 32, устанавливающей земельный налог в качестве местного налога.
Обращаем внимание, что используемое в проектируемой статье 397 Налогового кодекса словосочетание "нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований" требует согласования с подпунктом 4 пункта 3 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где используется понятие "нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления", в ведении которых находится установление местных налогов и сборов.
Абзац второй пункта 1 проектируемой статьи 397 можно было бы дополнить словами "и обязателен к уплате на территории указанных субъектов Российской Федерации".
Согласно абзацу второму пункта 3 проектируемой статьи 401 индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. В связи с этим представляется целесообразным указать критерии, позволяющие выделить земельные участки, используемые в предпринимательской деятельности, от земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности.
В подпункте 1 пункта 5 проектируемой статьи 401 слова "полные кавалеры ордена Славы" требуется заменить словами "полные кавалеры орденов Славы".
В соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" подпункт 4 пункта 5 проектируемой статьи 401 после слов "Великой отечественной войны и" требуется дополнить словами "ветераны".
По подпункту 5 пункта 5 статьи 401 обращаем внимание, что Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона N 58338-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 3 и 116 которого предусматривают внесение изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также в Федеральный закон "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". Эти изменения предусматривают замену льгот, предоставленных перечисленным в указанных законах лицам, на меры социальной поддержки.
С учетом положений Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" подпункт 6 пункта 5 статьи 401 целесообразно изложить в следующей редакции: "6) физические лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного оружия, ликвидации радиоактивных аварий на ядерных установках средств вооружения и других военных объектах.".
Положения пунктов 5, 6 и 7 проектируемой статьи 401, определяющие необлагаемую налогом сумму для отдельных категорий налогоплательщиков, представляется целесообразным прописать в отдельной статье, определяющей размеры налогового вычета с указанием перечня налогоплательщиков, которым предоставляется право на налоговый вычет.
Нуждаются в уточнении положения пункта 1 проектируемой статьи 404, касающиеся лиц, признаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации сельскохозяйственными товаропроизводителями. Это связано с тем, # в законодательстве Российской Федерации существует несколько определений сельскохозяйственного товаропроизводителя (см., например: пункт 1 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации; статья 2 Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей"; статья 1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации"; пункт 4 статьи 1 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Аналогичное замечание относится к термину "жилищный фонд", используемому в пункте 1 проектируемой статьи 404 (см., например: ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР; ст. 4 Закона СССР "Об основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик"; ст. 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"; ст. 19 проекта федерального закона N 501708-4 "Жилищный кодекс Российской Федерации").
По пункту 6 статьи 406 обращаем внимание, что поскольку месяц возникновения прав на земельный участок, а также месяц прекращения этих прав будет приниматься за полный месяц, будет складываться ситуация, когда за месяцы, в течение которых совершаются сделки с земельными участками, за один и тот же объект налогообложения указанный налог будет взиматься как с лица, отчуждающего земельный участок, так и с лица, его приобретающего.
Кроме того, обращаем внимание на следующее, что на рассмотрении Государственной Думы находится принятый в первом чтении 10 июня 2004 года проект федерального закона N 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", согласно которому часть вторую Налогового кодекса предлагается дополнить главой 31 "Местный налог на недвижимость". В соответствии с указанным законопроектом объектом налогообложения признаются земельные участки, на которых находятся недвижимое имущество, входящие в состав жилищного фонда и гаражи, а также земельные участки, выделенные под строительство указанных объектов недвижимости. Таким образом, в случае принятия указанных законопроектов возможна ситуация налогообложения одного и того же объекта на основании этих двух актов законодательства.
Законопроект нуждается в юридико-технической доработке с учетом Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законодательной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы от 30 ноября 2003 года).
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.