Заключение Комитета по собственности Государственной Думы Федерального
Собрания РФ от 9 июня 2004 г. N 3.9-16/2.1
на проект федерального закона N 48508-4 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и признании утратившим силу Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" (в части совершенствования процедуры разграничения государственной собственности на землю) - внесен депутатами Государственной Думы В.С. Плескачевским, А.А. Агеевым, Е.И. Богомольным, А.Б. Каноковым, Л.В. Пепеляевой, М.С. Рохмистровым, Д.В. Саблиным, А.С. Шибалкиным
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроект имеет целью совершенствование процедуры разграничения государственной собственности на землю и направлен на упрощение данной процедуры, сокращение сроков ее реализации.
Внесение предлагаемых законопроектом изменений обусловлено неэффективностью действующей в настоящее время процедуры разграничения государственной собственности на землю, предусмотренной Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю", а также принятым в соответствии с ним постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140. Предусмотренные указанными нормативными правовыми актами правила сложны и определяют объективно длительные сроки осуществления процедуры разграничения (7-9 месяцев). Кроме того, из-за несовершенства законодательства процесс формирования государственной и муниципальной собственности на землю существенно сдерживается на местах в ходе многочисленных согласительных и судебных процедур.
Рассматриваемым законопроектом устанавливается, что разграничение государственной собственности на землю произойдет в силу данного федерального закона с момента его вступления в силу. То есть именно с этого момента все земли в Российской Федерации будут отнесены к той или иной форме собственности. При этом основания разграничения государственной собственности на землю определены законопроектом таким образом, что к собственности муниципальных образований будут отнесены все земельные участки, входящие в черту муниципальных образований, за исключением земельных участков, которые в соответствии с законопроектом являются собственностью Российской Федерации и собственностью субъектов Российской Федерации. В этой связи законопроектом определены земельные участки, которые являются собственностью Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Регистрацию права собственности Российской Федерации, права собственности субъектов Российской Федерации и права собственности муниципальных образований на земельные участки предлагается осуществлять по заявлениям уполномоченных исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, либо граждан или юридических лиц, действующих на основании нотариально удостоверенных доверенностей, выданных указанными органами, поданным в учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Исходя из предлагаемого в законопроекте механизма разграничения государственной собственности на землю Комитет по собственности полагает правомерным внесение соответствующих дополнений в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также признание утратившим силу Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" как утрачивающего предмет регулирования.
На основании изложенного комитет Государственной Думы по собственности поддерживает рассматриваемый законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.