Пояснительная записка
об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2003 год
Исполнение бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) составлено по кодам бюджетной классификации в соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 2003 года N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" и изложено с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 6 мая 2003 года N 53-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О бюджетной классификации".
По доходам бюджет Фонда исполнен в сумме 137249,8 млн.рублей или 102,0 процента.
Доходы
(млн.рублей)
Наименование доходов | Бюджет 2003 г. |
Сумма доходов |
Отклоне- ния (+,-) |
% испол- нения |
Налоговые доходы, всего | 104131,1 | 108050,2 | 3919,1 | 103,8% |
Единый социальный налог | 102622,0 | 106325,9 | 3703,9 | 103,6% |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
243,3 | 877,6 | 634,3 | 360,7% |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
1169,8 | 784,6 | -385,2 | 67,1% |
Единый сельскохозяйственный налог | 96,0 | 62,1 | -33,9 | 64,7% |
Единый сельскохозяйственный налог, уплачиваемый крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями |
24,0 | 11,9 | -12,1 | 49,6% |
Недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд |
1577,8 | 1194,5 | -383,3 | 75,7% |
Неналоговые доходы, всего | 27887,0 | 27105,8 | -781,2 | 97,2% |
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и от деятельности государственных или муниципальных организаций |
968,0 | 707,4 | -260,6 | 73,1% |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимки, пени и штрафы |
26869,0 | 24013,4 | -2855,6 | 89,4% |
Поступления капитализированных платежей предприятий |
50,0 | 2385,0 | 2335,0 | 4770,0% |
Безвозмездные перечисления | 930,0 | 899,3 | -30,7 | 96,7% |
Средства федерального бюджета на выплату сверх установленного действующим законодательством Российской Федерации размера пособий по социальному страхованию, на санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС |
812,3 | 786,0 | -26,3 | 96,8% |
Средства федерального бюджета на выплату сверх установленного действующим законодательством Российской Федерации размера пособий по социальному страхованию, на санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча |
97,8 | 97,5 | -0,3 | 99,7% |
Средства федерального бюджета на выплату сверх установленного действующим законодательством Российской Федерации размера пособий по социальному страхованию, на санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне |
19,9 | 15,8 | -4,1 | 79,4% |
Всего доходов | 134525,9 | 137249,8 | 2723,9 | 102,0% |
Налоговые доходы в 2003 году составили 108050,2 млн.рублей или 103,8 процента к предусмотренному в бюдждте, в том числе:
единый социальный налог - 106325,9 млн.рублей или 103,6 процента от плана (77,5% доходов). Поступления единого социального налога в 2003 году по данным налоговых органов составили 28821,8 млн.рублей. Задолженность за страхователями по единому социальному налогу на 1 января 2004 г. составила 3882,5 млн.рублей, что на 36,6 процента выше уровня задолженности на 1 января 2003 г.;
единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, составил 877,6 млн.рублей или 360,7 процента от плана в связи с переходом большего от предусмотренного числа страхователей на упрощенную систему налогообложения;
единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности составил 784,6 млн.рублей или 67,1 процента от суммы, предусмотренной бюджетом Фонда;
единый сельскохозяйственный налог поступил в доход в сумме 62,1 млн.рублей, что составило 64,7 процента от плана.
Недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд (мобилизация просроченной задолженности страхователей по страховым взносам на обязательное социальное страхование, сложившейся на 01.01.2001 г.) поступили в доходы в сумме 1194,5 млн.рублей или 75,7 процента от предусмотренной бюджетом.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 699 "О порядке проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г." налоговыми органами принято решение о проведении реструктуризации задолженности по 14,6 тыс. организаций. В 2003 году были приняты решения о прекращении реструктуризации в отношении 8,6 тыс. организаций, в том числе за нарушение условий и сроков погашения задолженности по 6,8 тыс. организаций, в связи с досрочным погашением задолженности по 1,8 тыс. организаций.
Неналоговые доходы в 2003 году составили 27105,8 млн.рублей или 97,2 процента от показателя, предусмотренного бюджетом.
Из них прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешенных видов деятельности организаций составили 707,4 млн.рублей или 73,1 процента. Основную долю по данной позиции доходов составили проценты, полученные от размещения в коммерческих банках временно свободных средств бюджета Фонда в сумме 367,3 млн.рублей и невостребованная кредиторская задолженность в сумме 98,9 млн.рублей.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зачислены в доход в сумме 24013,4 млн.рублей, что на 2855,6 млн.рублей меньше суммы предусмотренной бюджетом или 10,6 процента, в связи с тем, что расчетный среднеотраслевой страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сложился в размере 0,72% против 0,98%, предусмотренного расчетами к бюджету.
Отклонение фактической величины среднеотраслевого тарифа страховых взносов от запланированной объясняется следующими причинами:
отнесением, вне зависимости от основного вида деятельности, к 1 классу профессионального риска с минимальным размером тарифа страховых взносов страхователей, которые финансируются из бюджетов всех уровней и приравненных к ним источников;
изменением основного вида деятельности ряда страхователей, их перераспределением по отраслям (подотраслям) экономики и классам профессионального риска;
оптимизацией размеров страховых взносов за счет установления подразделениям страхователя, выделенным в самостоятельные классификационные единицы, отдельных страховых тарифов в соответствии с их видом деятельности.
Коэффициент сбора составил 96,6 процента, против 90,0 процентов, предусмотренных расчетами к бюджету. Задолженность страхователей по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2003 год увеличилась с 8916,6 млн.рублей до 9881,4 млн.рублей или на 10,8 процента.
В целях сокращения задолженности за страхователями исполнительными органами Фонда направлено в банки и иные кредитные организации, в которых открыты счета страхователей, более 160,4 тысяч инкассовых поручений на сумму 4656,8 млн.рублей на списание со счетов страхователей недоимок и пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В результате проведенных мероприятий в 2003 году исполнительными органами Фонда взыскано задолженности за страхователями на сумму 2322,6 млн.рублей, в том числе в бесспорном порядке 769,1 млн.рублей.
В 2003 году зачислено в доходы 2385,0 млн.рублей капитализированных платежей предприятий, поступивших для возмещения вреда пострадавшим на производстве, из них 1349,4 млн.рублей, учтенных в 2002 году на текущих счетах исполнительных органов Фонда.
Безвозмездные перечисления в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 8 февраля 2003 г. N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" из федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с санаторным лечением и оздоровлением граждан и их детей и предоставлением льгот по выплате пособий по социальному страхованию в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", составили 899,3 млн.рублей, кроме того на эти цели было направлено 30,7 млн.рублей недоиспользованного в 2002 году остатка средств федерального бюджета.
Из них по программам ликвидации последствий:
аварии на Чернобыльской АЭС - 812,3 млн.рублей;
ядерного выброса в Челябинской области - 97,8 млн.рублей;
ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - 19,9 млн.рублей.
Расходы
В 2003 году по расходам бюджет Фонда исполнен в сумме 136161,4 млн.рублей или 95,1 процента.
Наименование расходов | Бюджет 2003 г. |
Сумма расходов (млн. руб.) |
Отклоне- ния (+,-) |
% испол- нения |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
143185,4 | 136161,4 | -7024,0 | 95,1% |
Государственное управление и местное самоуправление |
4360,4 | 3696,8 | -663,6 | 84,8% |
Аппарат органов государственных внебюджетных фондов |
4360,4 | 3696,8 | -663,6 | 84,8% |
Денежное содержание аппарата | 2433,5 | 2401,0 | -32,5 | 98,7% |
Расходы на содержание аппарата | 1926,9 | 1295,8 | -631.1 | 67,2% |
Международная деятельность | 19,8 | 12,7 | -7,1 | 64,1% |
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу |
73,0 | 71,7 | -1,3 | 98,2% |
НИОКР | 73,0 | 71,7 | -1,3 | 98,2% |
Другие НИОКР | 20,0 | 19,1 | -0,9 | 95,5% |
Субвенции Минтруду России на финансирование научно-исследовательских работ по охране труда за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации |
53,0 | 52,6 | -0,4 | 99,2% |
Промышленность, энергетика и строительство |
1084,0 | 1081,8 | -2,2 | 99,8% |
Государственные капитальные вложения |
1084,0 | 1081,8 | -2,2 | 99,8% |
Государственные капитальные вложения на безвозвратной основе |
597,0 | 594,8 | -2,2 | 99,6% |
Государственные капитальные вложения на центры реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации |
487,0 | 487,0 | 0,0 | 100,0% |
Образование | 375,2 | 370,3 | -4,9 | 98,7% |
Подготовка и повышение квалификации кадров, проведение региональных совещаний и конференций Фонда социального страхования Российской Федерации |
28,2 | 26,4 | -1,8 | 93,6% |
Осуществление мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации |
347,0 | 343,9 | -3,1 | 99,1% |
Социальная политика | 137273,0 | 130928,1 | -6344,9 | 95,4% |
Социальная помощь | 930,0 | 828,4 | -101,6 | 89,1% |
Программа ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС |
812,3 | 748,8 | -63,5 | 92,2% |
Программа ликвидации последствий ядерного выброса в Челябинской области |
97,8 | 60,1 | -37,7 | 61,5% |
Программа ликвидации последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне |
19,9 | 19,5 | -0,4 | 98,0% |
Прочие ведомственные расходы в области социальной политики |
474,3 | 621,1, | 146,8 | 131,0% |
Социальное страхование | 135868,7 | 129478,6 | -6390,1 | 95,3% |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию |
72720,0 | 69844,9 | -2875,1 | 96,0% |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
1153,9 | 1020,6 | -133,3 | 88,4% |
Пособия по беременности и родам | 10519,6 | 10683,4 | 163,8 | 101,6% |
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет |
5306,6 | 5689,2 | 382,6 | 107,2% |
Пособия при рождении ребенка | 5846,4 | 6582,9 | 736,5 | 112,6% |
Пособия на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации |
196,0 | 166,2 | -29,8 | 84,8% |
Другие социальные пособия за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации |
449,3 | 452,3 | 3,0 | 100,7% |
Единовременные страховые выплаты | 526,1 | 412,2 | -113,9 | 78,4% |
Ежемесячные страховые выплаты | 20526,2 | 18223,5 | -2302,7 | 88,8% |
Доставка и пересылка страховых выплат |
509,5 | 334,5 | -175,0 | 65,7% |
Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации |
3834,3 | 2761,1 | -1073,2 | 72,0% |
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации |
1764,0 | 1077,0 | -687,0 | 61,1% |
Оздоровление детей за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации |
11566,8 | 11485,3 | -81,5 | 99,3% |
Частичное содержание детско-юношеских спортивных школ за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации |
950,0 | 745,5 | -204,5 | 78,5% |
Всего расходов | 143185,4 | 136161,4 | -7024,0 | 95,1% |
По отдельным разделам расходы сложились следующим образом:
по разделу "Государственное управление и местное самоуправление" расходы на содержание аппарата органов государственных внебюджетных фондов сложились в сумме 3696,8 млн.рублей или 84,8 процента от бюджетных ассигнований, что составляет 2,7 процента от общей суммы расходов Фонда. Из них денежное содержание аппарата составило 2401,0 млн.рублей;
по разделу "Международная деятельность" ассигнования использованы на 64,1 процента и сложились в сумме 12,7 млн.рублей;
по разделу "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" расходы на разработку перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса произведены в сумме 71,7 млн.рублей или на 98,2 процента от предусмотренного бюджетом;
по разделу "Промышленность, энергетика и строительство" расходы на государственные капитальные вложения составили 1081,8 млн.рублей или 99,8 процента, в том числе на центры реабилитации Фонда выделенные ассигнования в сумме 487,0 млн.рублей полностью освоены;
по разделу "Образование" израсходовано 370,3 млн.рублей или 98,7 процентов от предусмотренного бюджетом, из них на подготовку и повышение квалификации кадров, проведение региональных совещаний и конференций израсходовано 26,4 млн.рублей (93,6%). Затраты на осуществление мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных за счет средств Фонда составили 343,9 млн.рублей, в результате чего прошли обучение 327 тысяч застрахованных;
по разделу "Социальная политика" расходы сложились в объеме 130928,1 млн.рублей или 95,4 процента от суммы, предусмотренной бюджетом;
по подразделу "Социальная помощь" фактические расходы составили в сумме 828,4 млн.рублей или 89,1 процента от поступивших средств федерального бюджета. Не использованы средства федерального бюджета в сумме 101,6 млн.рублей, в том числе вследствие: Чернобыльской катастрофы - 63,5 млн.рублей; аварии на ПО "Маяк" - 37,7 млн.рублей; ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - 0,4 млн.рублей. В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" и согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 26 января 2004 г. N 02-07-04/1710 остатки средств федерального бюджета, образовавшиеся в связи с неполным использованием в 2003 году объемов финансирования, перечислены на текущий счет Главного управления федерального казначейства Минфина России в 2004 году;
на прочие мероприятия в области социальной политики расходы произведены в сумме 621,1 млн.рублей и превысили плановый показатель на 31,0 процент;
по разделу "Социальное страхование" в 2003 году расходы составили 129478,6 млн.рублей или 95,3 процента. На выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию 69844,9 млн.рублей, что составило 96,0 процентов от запланированных ассигнований. Удельный вес этих расходов в общей сумме расходов составил 51,3 процента. На пособия по временной нетрудоспособности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний израсходовано 1020,6 млн.рублей или 88 4 процента утвержденной суммы. Недоиспользование средств на выплаты пособий по временной нетрудоспособности объясняется сокращением на 19,8 млн. общего числа оплаченных дней временной нетрудоспособности по сравнению с предусмотренными расчетами к бюджету.
Фактические расходы на пособия по беременности и родам составили 10683,4 млн.рублей или 101,6 процента от бюджетных ассигнований. Расходы на пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет сложились в 2003 году в сумме 5689,2 млн.рублей, что выше показателя, предусмотренного в бюджете на 7,2 процента. На выплату пособий при рождении ребенка израсходовано 6582,9 млн.рублей, с превышением бюджетного показателя на 12,6 процента.
Превышение утвержденных расходов на выплату пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и единовременных пособий при рождении ребенка объясняется тем, что в результате роста рождаемости, объемы этих выплат сложились выше, чем прогнозировалось при расчете бюджета Фонда. Так, количество выплат при рождении ребенка было выше предусмотренного на 15,2 процента, а количество оплаченных дней по беременности и родам - на 5,3 процента.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фондом в 2003 году израсходовано на единовременные страховые выплаты 412,2 млн.рублей или 78,4 процента от предусмотренных по бюджету, на ежемесячные страховые выплаты 18223,5 млн.рублей или 88,8 процента. Это связано с сокращением количества несчастных случаев на производстве, а также снижением предусмотренного уровня утраты профессиональной трудоспособности.
Расходы на доставку и пересылку страховых выплат сложились в сумме 334,5 млн.рублей, что ниже предусмотренных на 175 млн.рублей вследствие передачи личных дел пострадавших и осуществления им выплат по месту жительства.
Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний составили 2761,1 млн.рублей или 72,0 процента от предусмотренной бюджетом суммы. Данный уровень исполнения обусловлен внесением в 2003 году изменений в законодательство по данному направлению, повлиявших на условия и размеры оплаты дополнительных расходов.
Оплачено 80,2 тысячи путевок на санаторно-курортное лечение работников за счет средств социального страхования на сумму 1077,0 млн.рублей или 61,1 процента от предусмотренной бюджетом. Из них в счет скидок и надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний приобретено 14,3 тысячи путевок на сумму 117,3 млн.рублей.
В 2003 году расходы средств социального страхования на оздоровление детей составили 11485,3 млн.рублей или 99,3 процента от ассигнований, предусмотренных бюджетом.
По итогам исполнения бюджета Фонда за 2003 год остаток бюджетных средств на 1 января 2004 г. фактически сложился в сумме 16015,6 млн.рублей. В составе остатка бюджетных средств учтен финансовый резерв средств Фонда на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 5364,8 млн.рублей. Остаток средств направлен на формирование бюджета Фонда на 2004 год.
Структура бюджетного остатка
(млн.рублей)
на 1.01.2004 г. | |
Сумма остатка | 16015,6 |
в том числе: На текущих счетах |
26273,8 |
из них: Средства федерального бюджета на выплату пособий сверх установленных норм, санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС |
101,6 |
Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения (депозиты, ГКО, векселя) |
1452,3 |
Задолженность Фонда страхователям | -12702,3 |
Расчеты по приобретению путевок, финансирование ДЮСШ |
56,0 |
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами | -116,4 |
Сумма в пути | 442,2 |
Путевки в наличии | 610,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.