Проект федерального закона N 320661-3
"О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
Досье на проект федерального закона
ко второму чтению
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (далее - публичное мероприятие).
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о публичном мероприятии
1. Законодательство Российской Федерации о публичных мероприятиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение публичного мероприятия. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения публичных мероприятий, принимают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Проведение публичных мероприятий в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью акции является свободное выражение и формирование мнений, а также требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;
собрание - совместное присутствие граждан для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов в специально отведенном или приспособленном для этого месте;
митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных событий преимущественно общественно-политического характера;
демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
пикетирование - форма публичного выражения мнения, осуществляемого без шествия и звукоусиления путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;
уведомление - документ, посредством которого исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган исполнительной власти) или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;
регламент - документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа;
территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, - земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.
Статья 3. Принципы проведения публичного мероприятия
Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:
законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;
добровольность участия в публичном мероприятии.
Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия
Статья 4. Организация публичного мероприятия
К организации публичного мероприятия относятся:
оповещение возможных участников и уведомление соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления;
ведение предварительной агитации;
изготовление и распространение средств наглядной агитации;
другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Статья 5. Организатор (организаторы) публичного мероприятия
1. Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (демонстраций, шествий и пикетирований - с 18 лет, митингов и собраний - с 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по его организации и проведению.
2. Не могут быть организатором (организаторами) публичного мероприятия:
а) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;
б) политическая партия, другое общественное объединение или религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.
3. Организатор (организаторы) публичного мероприятия имеет право:
а) проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;
б) вести предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
в) уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;
г) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;
д) использовать при проведении собраний, митингов, демонстраций и шествий звукоусиливающую аппаратуру и устройства (аудио-, видеоустановки и другие) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Российской Федерации.
4. Организатор (организаторы) публичного мероприятия обязан:
а) направить в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона;
б) не позднее чем за три дня до даты проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении;
в) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления;
г) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и объявленного регламента его проведения. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора (организаторов), могут быть удалены с места проведения данного мероприятия;
д) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществлять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;
е) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;
ж) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения);
з) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;
и) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;
к) иметь отличительный знак организатора (организаторов) публичного мероприятия Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.
5. Организатор (организаторы) публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и времени проведения публичного мероприятия.
Статья 6. Участники публичного мероприятия
1. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
2. Участники публичного мероприятия имеют право:
а) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;
б) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;
в) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.
3. Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
а) выполнять все законные требования организатора (организаторов) публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;
б) соблюдать общественный порядок и регламент проведения мероприятия.
Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия
1. Уведомление органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о намерении провести публичное мероприятие (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором (организаторами) в письменной форме в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до даты проведения мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление может подаваться в срок не позднее трех дней до даты его проведения.
2. Порядок направления уведомления органам исполнительной власти или органам местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
3. В уведомлении указываются:
а) цель публичного мероприятия;
б) форма публичного мероприятия;
в) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;
г) время начала и окончания публичного мероприятия;
д) предполагаемое количество участников;
е) формы и методы гарантированного обеспечения организатором (организаторами) общественного порядка, организации медицинской помощи, использование звукоусиливающей аппаратуры при проведении публичного мероприятия;
ж) фамилия, имя, отчество или наименование организатора (организаторов), сведения о его (их) месте нахождения (пребывания) и телефон;
з) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором (организаторами) выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
и) дата подачи уведомления.
4. Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с основными принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором (организаторами) публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором (организаторами) выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия.
Статья 8. Места проведения публичного мероприятия
1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для этой цели местах, поскольку его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников мероприятия. Указанные условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
а) территории, непосредственно прилегающие к опасным и вредным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
б) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
в) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
г) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
3. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.
4. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.
Статья 9. Время проведения публичного мероприятия
Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.
Статья 10. Предварительная агитация
1. Организатор (организаторы) публичного мероприятия и иные граждане с момента подачи уведомления имеют право беспрепятственно вести предварительную агитацию среди граждан, сообщая им место, время, цели проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся мероприятии.
2. Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации.
Недопустимо проведение предварительной агитации в формах, оскорбляющих и унижающих достоинство человека и гражданина.
Предварительная агитация не может проводиться в форме публичного мероприятия, если порядок его организации и проведения не соответствует требованиям настоящего Федерального закона.
3. В случае отказа организатора (организаторов) публичного мероприятия от его проведения он обязан принять меры по прекращению предварительной агитации и информированию о принятом решении граждан и органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, которым направлено уведомление о проведении данного мероприятия.
Статья 11. Материально-техническое и организационное обеспечение проведения публичного мероприятия
1. Материально-техническое обеспечение проведения публичного мероприятия осуществляется его организатором (организаторами) и участниками за счет собственных средств, а также средств и имущества, собранных и (или) переданных для проведения конкретного мероприятия, если федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации не установлено иное.
2. Полномочия участников публичного мероприятия, занимающихся материально-техническим обеспечением проведения мероприятия, должны быть письменно удостоверены его организатором (организаторами).
Статья 12. Обязанности органа исполнительной власти или органа местного самоуправления
1. Орган исполнительной власти или орган местного самоуправления после получения уведомления обязан:
а) документально подтвердить получение уведомления, указав при этом дату и время его получения;
б) довести до сведения организатора (организаторов) публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором (организаторами) публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;
в) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору (организаторам) публичного мероприятия содействия в проведении данного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением и заблаговременно направляется организатору (организаторам) публичного мероприятия;
г) довести до сведения организатора (организаторов) публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
д) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором (организаторами) публичного мероприятия и уполномоченным представителем органов внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
е) информировать о целях публичного мероприятия органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым оно адресуется;
ж) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.
2. В случае если текст уведомления, а также иные данные дают обоснованные основания предположить, что цели запланированного мероприятия и формы его проведения будут противоречить положениям Конституции Российской Федерации, предусмотренным нормами административного или уголовного законодательства Российской Федерации запретам, орган исполнительной власти или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора (организаторов) письменное мотивированное предупреждение о том, что этот организатор (организаторы), а также иные участники публичного мероприятия в случае проведения такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Статья 13. Права и обязанности уполномоченного представителя органа исполнительной власти или органа местного самоуправления
1. Уполномоченный представитель органа исполнительной власти или органа местного самоуправления имеет право:
а) требовать от организатора (организаторов) публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;
б) принимать решение о приостановлении или прекращении публичного мероприятия в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
2. Уполномоченный представитель органа исполнительной власти или органа местного самоуправления обязан:
а) присутствовать на публичном мероприятии;
б) оказывать организатору (организаторам) содействие в проведении публичного мероприятия;
в) обеспечивать совместно с организатором (организаторами) публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
Статья 14. Права и обязанности уполномоченного представителя органа внутренних дел
1. По предложению органа исполнительной власти или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), заявленная для проведения публичного мероприятия, обязан назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания его организатору (организаторам) содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности проведения данного мероприятия.
Назначение указанного представителя оформляется в виде распоряжения.
2. Уполномоченный представитель органа внутренних дел имеет право:
а) требовать от организатора (организаторов) объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения);
б) требовать от организатора (организаторов) и участников публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;
в) по просьбе организатора (организаторов) удалять с места проведения публичного мероприятия граждан, не выполняющих законные требования организатора (организаторов) публичного мероприятия.
3. Уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан:
а) оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции;
б) обеспечивать совместно с организатором (организаторами) публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
Статья 15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия
1. Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее опасности для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора (организаторов) публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.
2. В случае невыполнения требования об устранении нарушения, указанного в части 1 настоящей статьи, уполномоченный представитель органа исполнительной власти или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между организатором (организаторами) и уполномоченным представителем может быть продолжено.
3. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона.
Статья 16. Основания для прекращения публичного мероприятия
Основаниями для прекращения публичного мероприятия являются:
создание реальной угрозы жизни и здоровью граждан, а также имуществу физических и юридических лиц;
совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором (организаторами) мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.
Статья 17. Порядок прекращения публичного мероприятия
1. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти или органа местного самоуправления:
а) дает указание организатору (организаторам) прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору (организаторам) публичного мероприятия;
б) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;
в) обращается непосредственно к участникам мероприятия в случае невыполнения организатором (организаторами) указания о прекращении публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.
2. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники милиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Порядок прекращения публичного мероприятия, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не применяется при возникновении массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Неисполнение законных требований сотрудников милиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность для этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Глава 3. Гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия
Статья 18. Обеспечение условий для проведения публичного мероприятия
Организатор (организаторы) публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия выражать свое мнение способом, не нарушающим общественный порядок и регламент данного мероприятия.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуется публичное мероприятие, обязаны рассмотреть по существу вопросы, явившиеся причинами проведения данной акции, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и сообщить о них организатору (организаторам) публичного мероприятия.
Поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичного мероприятия осуществляются на безвозмездной основе.
Статья 19. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.