Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 9. Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике
1. Система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике включает в себя комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы электроэнергетики, осуществляемых специализированными субъектами.
Целью деятельности системы оперативно-диспетчерского управления является обеспечение соблюдения установленных технологических параметров функционирования электроэнергетики и стандартных показателей качества электрической энергии.
Система централизованного управления технологическими режимами работы электроэнергетики основана на использовании объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную электрическую сеть, и централизованном управлении режимами работы электростанций, генерирующих установок, энергопринимающих установок потребителей, осуществляемых субъектами оперативно-диспетчерского управления.
2. Основными принципами управления технологическими режимами работы электроэнергетики являются:
обеспечение сбалансированности объемов производства и потребления электрической энергии;
иерархичность структуры оперативно-диспетчерского управления;
безусловное исполнение всеми субъектами электроэнергетики указаний субъектов оперативно-диспетчерского управления по регулированию технологических режимов работы электроэнергетики (оперативных диспетчерских команд);
осуществление комплекса мер, направленных на безопасное функционирование электроэнергетики и предотвращение возникновения аварийных ситуаций;
принятие мер, направленных на обеспечение наличия в системе достаточного резерва энергетических мощностей;
обеспечение долгосрочного и краткосрочного прогнозирования объемов производства и потребления электрической энергии;
оптимизация развития ЕЭС России и энергосистем по критерию минимизации суммарных затрат;
экономическая эффективность оперативных диспетчерских команд - оптимизация режимов работы ЕЭС России, объединенных энергетических систем и энергосистем, гидравлических и тепловых станций, обеспечивающих работу атомных электростанций в базовом режиме;
ответственность за убытки, причиненные субъектам рынков в результате осуществления оперативно-диспетчерского регулирования;
ответственность диспетчеров за действия, не соответствующие основным принципам и правилам управления технологическими режимами работы электроэнергетики.
Оперативно-диспетчерское управление атомными станциями осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования атомной энергии.
Порядок реализации вышеуказанных принципов определяется основными положениями функционирования оптового рынка электрической энергии, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
3. Субъектами, уполномоченными на осуществление оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, являются:
системный оператор - специализированная организация, осуществляющая единоличное управление технологическими режимами работы электроэнергетики и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд, обязательных для всех субъектов электроэнергетики;
субъекты оперативно-диспетчерского управления, деятельность которых подчинена оперативным диспетчерским командам вышестоящего уровня системы оперативно-диспетчерского управления;
генерирующая компания концерн "Росэнергоатом", эксплуатирующая организация атомных станций уполномочена осуществлять управление режимами работы атомных станций.
Состав субъектов оперативно-диспетчерского управления определяется основными положениями функционирования оптового рынка электрической энергии, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
4. К функциям и полномочиям системного оператора относятся: обеспечение соблюдения установленных параметров надежности функционирования электроэнергетики и качества электрической энергии;
управление технологическими режимами работы электроэнергетики в порядке, установленном основными положениями функционирования оптового рынка электрической энергии;
организация деятельности по прогнозированию производства и потребления в электроэнергетике и участие в процессе формирования резерва производственных энергетических мощностей;
выдача субъектам электроэнергетики обязательных для исполнения в безусловном порядке оперативно-диспетчерских команд, связанных с осуществлением функций системного оператора.
Специализированные субъекты оперативно-диспетчерского управления также вправе выдавать субъектам электроэнергетики в пределах своей компетенции обязательные для исполнения в безусловном порядке оперативно-диспетчерские команды, связанные с осуществлением функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
5. Обеспечение надежного энергоснабжения и экономическая эффективность оперативных диспетчерских команд (коммерческая диспетчеризация) являются приоритетами при осуществлении оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Условием любого действия системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления является выбор наиболее экономически эффективного из возможных решений, обеспечивающих безопасное и безаварийное функционирование технологической инфраструктуры электроэнергетики и поддержание стандартных параметров качества электрической энергии.
Критерии и порядок измерения экономической эффективности решений системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления (критерии осуществления коммерческой диспетчеризации) устанавливаются коммерческими и технологическими правилами оптового рынка электрической энергии.
6. При возникновении аварийных электроэнергетических режимов (режимов, которые характеризуются параметрами, значительно отличающимися от установленных), действует особый порядок оперативно-диспетчерского управления. Особенности оперативно-диспетчерского управления в аварийных электроэнергетических режимах и вытекающие из них обязанности субъектов электроэнергетики устанавливаются Основными положениями функционирования оптового рынка электрической энергии, иными правовыми актами, а также Соглашением участников оптового рынка.
7. Контроль по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации несут ответственность за действия (бездействие), повлекшие неблагоприятные последствия для субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии, в том числе за не обеспечение экономической эффективности оперативных диспетчерских команд.
Гражданско-правовая ответственность субъектов оперативно-диспетчерского управления за действия (бездействие), повлекшие неблагоприятные последствия для субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии, в силу технологических особенностей функционирования электроэнергетики ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанностью возместить реальный ущерб, причиненный такими действиями (бездействием), согласно Гражданскому законодательству Российской Федерации.
8. Системный оператор создается в форме открытого акционерного общества, 100 (сто) процентов акций которого закрепляются в государственной собственности без приватизации. Субъекты оперативно-диспетчерского управления, деятельность которых подчиняется оперативным диспетчерским командам системного оператора. Порядок оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике определяется Правительством Российской Федерации.
9. Системный оператор оказывает на возмездной основе услуги по оперативно-диспетчерскому управлению следующим субъектам электроэнергетики:
иным лицам, соответствующим критериям, установленным настоящим Федеральным законом, технологически непосредственно присоединенным в установленном порядке к единой национальной электрической сети и получающим через нее электрическую энергию (мощность).
Заключение договоров на оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению между указанными субъектами электроэнергетики и системным оператором является обязательным для системного оператора. Структура договорных отношений определяется Основными положениями функционирования оптового рынка электрической энергии.
Субъекты оперативно-диспетчерского управления вышестоящего уровня диспетчерской иерархии оказывают услуги по оперативно-диспетчерскому управлению субъектам оперативно-диспетчерского управления нижестоящего уровня на основе заключаемых между ними договоров.
10. Системному оператору и его аффилированным лицам запрещается участие в купле-продаже электрической энергии.
11. Оперативно-диспетчерское управление в изолированных территориальных электроэнергетических системах, осуществляется функционирующими в рамках этих систем субъектами оперативно-диспетчерского управления, определяемыми Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления оперативно-диспетчерского управления в указанных системах определяется Правительством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.