Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Часть 2 статьи 25 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" определяет, что граждане вправе получить в установленном порядке компенсации (субсидии), льготные кредиты, ссуды от органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления для реализации права на жилище.
В соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий и получающим заработную плату из соответствующих бюджетов, предоставлено право на получение беспроцентной ссуды на приобретение или строительство жилья.
Федеральными законами "О прокуратуре Российской Федерации", "О пожарной безопасности", "О статусе судей в Российской Федерации", "О милиции", законами субъектов Российской Федерации о государственной службе субъектов Российской Федерации лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Российской Федерации, предоставлено право на получение беспроцентной ссуды на приобретение или строительство жилья за счет средств соответствующих бюджетов. Учитывая, что в соответствии с федеральным законодательством вышеназванные граждане, получающие заработную плату за счет средств соответствующих бюджетов, не могут заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, то предоставленное право на получение целевой беспроцентной ссуды является гарантией материального и социального обеспечения.
В соответствии со статьей 212 части второй Налогового кодекса Российской Федерации доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей. Учитывая положения статьи 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации ставка рефинансирования в течение всего срока договора не изменяется.
Например, при получении беспроцентной ссуды на 10 лет для приобретения или строительства жилья в сумме 420 000 рублей необходимо выплатить 139 322 рубля налога, что составляет 33,2 процента от полученной суммы (расчет налога прилагается).
Таким образом, в связи с действующей системой налогообложения получение ссуды на приобретение или строительство жилья становится обременительным для граждан, получающих заработную плату из бюджетов всех уровней, а имущественный вычет, предоставляемый на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в случае, если гражданин имеет право на его получение), теряет свой смысл.
Действовавший ранее абзац 6 пункта 13 статьи 3 Закона Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 (с изменениями и дополнениями) "О подоходном налоге с физических лиц" определял: "Не облагаются подоходным налогом заемные средства, полученные физическими лицами на льготных условиях на строительство (приобретение) жилого дома или квартиры в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления". Данное положение вышеназванного закона утратило силу со дня введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным предлагается внести следующее изменение в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации:
дополнить абзац 5 части 2 словами: "за исключением заемных средств, полученных в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления физическими лицами, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, на строительство (приобретение) жилья".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие данного проекта федерального закона не повлечет за собой расходов из федерального бюджета, а также уменьшения доходной части федерального бюджета в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" доходы от уплаты налога на доходы физических лиц зачисляются в полном объеме в бюджеты субъектов Российской Федерации и законопроект предполагает вступление изменений с 1 января 2005 года.
Председатель Законодательного |
А.Ф. Тихомиров |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" нет необходимости внесения изменений в акты федерального законодательства.
Председатель Законодательного |
А.Ф. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.