Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
от 24 июня 2004 г. N вн 2.2-1/22-47
по проекту федерального закона N 60410-4 "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
1. Текст, расположенный в части 2 статьи 5 законопроекта, следует либо исключить из статьи 5, либо изложить в другой редакции (например: "2. Размер базового накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы определяется Правительством Российской Федерации."). Порядок установления размера базового накопительного взноса на 2005 год и размеров накопительных взносов на последующие годы следует прописать отдельно в последней статье законопроекта.
2. Согласно законопроекту участниками накопительно-ипотечной системы, финансируемой из средств федерального бюджета, являются военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы и включенные в реестр участников (часть 1 статьи 9 законопроекта), при этом в перечне оснований для включения военнослужащего в реестр участников отсутствует такое основание, как степень его обеспеченности жильем (часть 3 статьи 9 законопроекта). Таким образом, участниками указанной системы становятся и те военнослужащие, которые в соответствии с жилищным законодательством не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Данное положение проекта не согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой только нуждающимся в жилище (по терминологии жилищного законодательства - "нуждающимся в улучшении жилищных условий") указанным в законе гражданам, в данном случае - военнослужащим, гражданам Российской Федерации, жилые помещения могут предоставляться бесплатно или за доступную плату из государственного жилищного фонда. Соответственно, эта норма Конституции Российской Федерации относится и к случаям, когда военнослужащие бесплатно приобретают жилье за счет средств федеральною бюджета, непосредственно получаемых ими с именных накопительных счетов.
3. Статья 3 законопроекта, содержащая понятийный аппарат, нуждается в доработке и согласовании с иными положениями законопроекта. Так, в тексте законопроекта используется понятие "участник накопительно-ипотечной системы", определение которого не приводится. В то же время, в части 2 статьи 6 законопроекта содержится понятие "участники отношений по формированию и инвестированию средств жилищных накоплений", в которое включены организации и лица, которые по своей сути являются субъектами отношений по формированию и инвестированию средств жилищных накоплений.
В понятийный аппарат следует включить определение понятия "базовый накопительный взнос, используемое в части 2 статьи 5 законопроекта, а также определить его соотношение с понятием "накопительный взнос".
4. В абзаце первом части 3 статьи 5 законопроекта предусматривается утверждение Правительством Российской Федерации правил накопительно-ипотечной системы. Учитывая определение накопительно-ипотечной системы как совокупности правовых и иных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение (пункт 1 статьи 3 проекта), следует уточнить, что именно должно утверждать Правительство Российской Федерации.
В этой связи обращаем внимание, что в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2004 года N 7-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 года N 538 "О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов" в связи с жалобой международной общественной организации "Ассоциация морских лоцманов Санкт-Петербурга" при делегировании Правительству Российской Федерации тех или иных полномочий (см., также часть 2 статьи 13, часть 7 статьи 16, часть 6 статьи 24 проекта) федеральный законодатель должен установить объем и содержание делегируемых полномочий, критерии, цели и иные ориентиры, которыми должно будет руководствоваться Правительство Российской Федерации при издании нормативных правовых актов.
5. Статья 8 законопроекта регулирует отношения, связанные с организацией общественного контроля. Осуществление общественного контроля возлагается на Совет, формирование которого производится в том числе из представителей федеральных органов исполнительной власти. С учетом этого речь может идти не об общественном контроле, а о некой разновидности межведомственного контроля.
6. Второе предложение части 3 статьи 17 законопроекта следует согласовать со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, изложив его в следующей редакции: "От имени Российской Федерации права учредителя доверительного управления осуществляет уполномоченный федеральный орган".
7. Предмет деятельности специализированного депозитария как стороны договора об оказании услуг специализированного депозитария (часть 1 статьи 18, часть 1 статьи 21 законопроекта) нуждается в уточнении и согласовании с предметом деятельности депозитария, как он определен в статье 7 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", учитывая, что специализированный депозитарий фактически не может оказывать услуги по хранению средств, переданных в доверительное управление. Кроме того, наименование статьи 18 уже ее содержания, поскольку в частях 1 и 7 названной статьи говорится также о договоре об оказании услуг специализированного депозитария управляющим компаниям, которому посвящена статья 19 законопроекта.
8. В пункте 2 части 3 статьи 16, абзаце третьем части 12 статьи 17, абзаце третьем части 6 статьи 18 слова "наблюдения, временного (внешнего) управления, конкурсного производства, финансового оздоровления" следует заменить словами "наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства", поскольку ни Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", ни Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" не предусматривают такой процедуры банкротства, как временное управление.
9. Статья 31 законопроекта предусматривает обязательное страхование ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний. В этой связи на основании пункта 3 статьи 936 Гражданского кодекса Российской Федерации в законопроекте должны быть определены объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм.
10. В статьях 3 - 5, 7, 9, 10 - 18, 20 - 22, 24, 25, 28, 29 и 34 законопроекта следует произвести корректировку их структуры в соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованными Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года).
Каждая часть должна состоять из одного абзаца, начинающегося с прописной буквы. Для этого необходимо либо пронумеровать арабской цифрой с точкой все абзацы, начинающегося# с прописной буквы, либо "подтянуть" их к первому, сделав просто предложениями.
Абзацы, идущие после двоеточия и начинающиеся со строчной буквы, необходимо пронумеровать арабскими цифрами с круглой скобкой и считать пунктами (как это и сделано во многих случаях в данном законопроекте). Если требуется "расширение" пункта, то абзацы пункта, идущие после двоеточия и начинающиеся со строчной буквы, следует обозначить буквами с круглой скобкой и считать подпунктами.
Начальник управления |
Г.П. Ивлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.