Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы по проекту федерального закона N 399027-3 "Об архивном деле в Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации (второе чтение)
1. Законопроект (пункты 10, 11 статьи 3) приводит определение понятия государственный архив, муниципальный архив, отождествляя их с учреждением (структурным подразделением), однако, отсутствует определение "частный архив". По Конституции Российской Федерации все формы собственности охраняются равным образом (статья 8). С этой точки зрения нуждаются в дополнительном анализе приведенные определения. Правильнее было бы термины "архив" (см. также "архивный фонд") и "архивные учреждения" разделить и определить в их прямом значении.
2. В пункте 11 статьи 3 проекта муниципальный архив определяется как структурное подразделение органа местного самоуправления или муниципальное учреждение муниципального района и городского округа. Однако до вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (1 января 2006 года) действует Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ, в котором организация и содержание муниципальных архивов отнесены к вопросам местного значения всех муниципальных образований.
В связи с этим необходимо указать в заключительных положениях проекта, что вышеназванное положение статьи 3 проекта вступает в силу с 1 января 2006 года, а до наступления этой даты действует только применительно к тем муниципальным образованиям, которые до этого времени будут преобразованы либо изменены их границы (статьи 83, 84 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Аналогичное замечание относится к частям 4 и 5 статьи 4, части 7 статьи 6, части 1 статьи 13, пункту 2 части 1 статьи 18 проекта. В указанных положениях речь идет о полномочиях муниципальных районов и городских округов в области архивного дела, а также о наделении органов местного самоуправления этих муниципальных образований отдельными государственными полномочиями. Однако до 1 января 2006 года будут действовать положения Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ, который закрепляет полномочия по организации и содержанию архивов за всеми муниципальными образованиями. Названный Федеральный закон также предусматривает возможность наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления всех муниципальных образований. Поэтому нормы проекта, предусматривающие разделение полномочий в области архивного дела между муниципальными образованиями разных уровней и касающиеся передачи им отдельных государственных полномочий, не будут действовать до вступления в силу соответствующих положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
3. Положения законопроекта (часть 2 статьи 19) о том, что документы Архивного фонда Российской Федерации, хранящиеся в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках и др., не входят в состав их имущества, вступают в противоречие с другими положениями проекта (относящимися# архивные документы к объектам права собственности - статья 1 проекта и др.), а также положениями ГК РФ (пункты 4, 5 статьи 214).
4. Законопроект (часть 3 статьи 15) напрямую предоставляет государственным и муниципальным архивам (учреждениям) право осуществлять приносящую доходы деятельность. Данные положения нуждаются в согласовании с положениями ГК РФ, согласно которым такое право (как одна из форм распоряжения имуществом учреждения) должно быть предусмотрено их учредительными документами, утверждаемыми учредителями (статьи 296 (пункт 2), 52, 120 ГК РФ). Кроме того, часть 3 статьи 15 законопроекта предусматривает, что органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставлять архивам, храпящим документы Архивного фонда Российской Федерации, налоговые и иные льготы. Данное положение не соответствует пункту 2 стати# 17 и пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налогоплательщикам предоставляются льготы по налогам и сборам, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
5. В проекте следует использовать термины в том их наименовании и значении, которые приведены в понятийном аппарате. Так, в статьях 4, 7 и др. используется термин "федеральный государственный архив", в то время как в статье 3 проекта дано определение термина "государственный архив". Одновременно в проекте используются термины "федеральные музеи и библиотеки", и т.д., определения понятий которых отсутствует. Правильнее было бы вести речь о государственных архивах, музеях и библиотеках, имущество которых находится в федеральной собственности.
6. Архивные документы государственных нотариальных контор (как государственных органов) в соответствии с положениями подпункта "б" пункта 3 части 1 статьи 4 и пункта 2 части 1 статьи 7 законопроекта относятся к федеральной собственности, но форма собственности аналогичных документов, исходящих от частнопрактикующих нотариусов, не определена.
Между тем, все нотариусы осуществляют публично-правовую деятельность по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц от имени Российской Федерации.
В связи с этим, считаем, что архивные документы нотариусов, занимающихся частной практикой, должны быть также отнесены к государственной (федеральной) собственности.
7. В статье 22 (подпункт "д" пункта 4) указана только патентная документация. Однако неясно, почему отсутствуют аналогичные положения в отношении документации, связанной с правовой охраной топологий интегральных микросхем, программ ЭВМ, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, а также сроков их хранения.
8. В части 6 статьи 26 вместо отсылки на законодательство об авторском нраве и смежных нравах и патентное законодательство правильнее дать общую отсылку к законодательству Российской Федерации об интеллектуальной собственности, поскольку приведенный перечень не охватывает весь круг этих объектов.
9. В статье 27 перечисленный круг субъектов ответственности следует заменить термином "лица", поскольку, например, субъектами гражданско-правовой ответственности выступают юридические и физические лица.
Замечания лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.