Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении дополнения и изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Представленный законопроект направлен на усиление наказания в рамках уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с хищениями и угонами автотранспортных средств.
Разработка данного законопроекта связана с тем, что в Российской Федерации, особенно в Калининградской области, большой проблемой стало хищение, а также угон транспортных средств с целью последующей перепродажи, либо получения выкупа от их владельца. По данным УВД Калининградской области, с января по сентябрь 2003 года только в Калининграде совершено более 500 угонов. Практически ежедневно в областном центре угоняется от пяти до десяти автомобилей. В тоже время, на стадии возбуждения уголовного дела, деяния по факту угона транспортного средства в основном квалифицируются по части первой статьи 166 УК РФ, максимальное наказание за которое не превышает трех лет. Такая квалификация относит соответствующее деяние к категории преступлений средней тяжести, предусмотренных частью третьей статьи 15 УК РФ.
В соответствии со статьей 25 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, при совершении преступлений относящихся к категории небольшой и средней тяжести возможно применение примирительных процедур с прекращением уголовного дела, что позволяет правонарушителю уйти от ответственности. Все это делает напрасными усилия и средства, затрачиваемые работниками правоохранительных органов по поиску угнанного транспортного средства и его возвращению законному владельцу, а также задержанию и преданию в руки правосудия самого угонщика.
Предлагаемое дополнение в статью 158 УК РФ (кража) предусматривает хищение автомобиля или иного транспортного средства в качестве самостоятельного квалифицирующего признака части 3 указанной статьи, что даст возможность квалифицировать кражу автотранспорта непосредственно по части 3 статьи 158, содержащей более жесткие санкции.
Изменения в статью 166 УК РФ исключают из санкций указанной статьи более мягкие виды наказаний и увеличивают возможные сроки наказания в виде лишения свободы.
С учетом вносимых поправок преступления, связанные с хищением и угоном автотранспортных средств будут относиться по признакам, указанным в статье 15 Уголовного кодекса РФ, к категории тяжких, что исключит возможность применения упомянутых выше примирительных процедур с прекращением уголовного дела.
Таким образом, внесение дополнения и изменений в вышеназванные нормы Уголовного кодекса Российской Федерации позволит более эффективно бороться с категорией преступлений против собственности.
Финансово-экономическое обоснование
принятия Федерального закона "О внесении дополнения и изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении дополнения и изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных фондов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении дополнения и изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении дополнения и изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует внесения изменений или дополнений в действующие федеральные законы, признания актов федерального законодательства утратившими силу или их приостановления, принятия новых федеральных законов.
Председатель Калининградской |
В.А. Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.