Заключение
Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству на проект федерального закона N 51708-4 "Жилищный кодекс Российской Федерации"
Необходимость принятия нового основополагающего документа в регламентации жилищных отношений - Жилищного кодекса Российской Федерации очевидна. Жилищная политика государства за последний период времени претерпела значительные изменения. За прошедшие годы сделаны определенные шаги по формированию нормативной базы, способствующей осуществлению преобразований в жилищной сфере. Принято большое число законодательных актов, связанных с реализацией права граждан на жилище. Прежде всего, следует упомянуть такой фундаментальный акт, как Гражданский кодекс Российской Федерации, а также Законы Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и "Об основах федеральной жилищной политики", которые внесли ряд новаций в регулирование жилищных отношений.
Кардинальным образом изменилось законодательство, регулирующее отношения собственности, в том числе и в жилищной сфере. Право собственности на жилье и оборот жилья стали неотъемлемой частью жилищных отношений. Проведение преобразований обеспечило коренной поворот жилищной системы от административно-плановых методов к развитию рыночных механизмов ее финансирования при соблюдении принципов социальных гарантий жилищных прав малоимущим гражданам и иным установленным законодательством категорий гражданам.
Рассматриваемый проект Кодекса содержит 164 статьи, которые посвящены:
как общим положениям, которые будут распространяться на пользование жилыми помещениями в независимости от того, на каком основании ими пользуется гражданин, так и специальным положениям, регламентирующим пользование жилыми помещениями на основании договора социального найма, найма служебных жилых помещений, общежитий, на основании права собственности, жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу и по договору пожизненного содержания с иждивением;
регулированию платы за жилье и коммунальные услуги;
управлению жилыми домами.
Проект Кодекса содержит важные положения, посвященные порядку обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии принадлежащего ему жилого помещения в связи с изъятием земельного участка на котором расположен жилой дом, в том числе многоквартирный.
Впервые предпринята попытка определиться в таких понятиях как жилищные отношения и жилище, провести границу между гражданским и жилищным законодательством, закрепить именно в Жилищном кодексе основные способы удовлетворения потребности граждан в жилье, сложившиеся на современном этапе развития нашего общества.
В проекте Кодекса содержатся довольно серьезные изменения в отношении предоставления жилых помещений по договору социального найма. Учитывая ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, в проекте Кодекса предусматривается, что право на бесплатное (без взимания платы за пользование жилым помещением) предоставление жилого помещения по договору социального найма имеют нуждающиеся в жилом помещении малоимущие граждане. Малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ) в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Иные категории граждан, имеющие право на получение жилого помещения по договору социального найма, будут устанавливаться соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. При этом, договор социального найма жилого помещения, как и прежде, будет заключаться без установления срока.
Также следует обратить внимание на то обстоятельство, что проектом Кодекса предлагается, что малоимущим гражданам будут предоставляться жилые помещения по договору социального найма органами местного самоуправления из муниципального жилищного фонда.
Из государственного жилищного фонда будут предоставляться жилые помещения по договору социального найма категориям граждан, определенных соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. Однако этим категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения в муниципальном жилищном фонде органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиям по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями. Порядок предоставления указанным категориям граждан по договорам социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде устанавливается соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.
Условием предоставления жилого помещения по договору социального найма является нуждаемость таких граждан (признанных малоимущими, а также иных категорий граждан, определенных федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации) в жилых помещениях.
Проектом Кодекса определено, что жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором не предусмотрено иное.
Проектом Кодекса предполагается установить порядок постановки на учет и предоставления жилых помещений по договору социального найма только в отношении граждан, признанных малоимущими. При этом существенные изменения претерпели положения, связанные с очередностью предоставления жилых помещений по договору социального найма. Проект Кодекса исключил первоочередное предоставление жилых помещений. Жилые помещения будут предоставляться в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет и включения в списки на предоставление жилых помещений по договору социального найма. Исключение будут составлять случаи, возникшие в связи со стихийным бедствием или другой чрезвычайной ситуацией, аварийным состоянием жилого помещения. Гражданам, пострадавшим в результате указанных случаев, и имеющим право на предоставления жилого помещения по договору социального найма, жилые помещения будут предоставляться во внеочередном порядке. Другим категориям граждан, установленных федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, предоставление жилых помещений по договору социального найма предполагается осуществлять в порядке, предусмотренном соответственно указанными федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.
Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет полагает необходимым обратить внимание на следующее.
Полагаем, что в проекте Кодекса должны содержаться нормы, регулирующие договор коммерческого найма, а также права пользования, вытекающие из договора аренды юридическими лицами жилых помещений.
Требуют доработки вопросы, связанные с порядком предоставления и пользованием жилыми помещениями, находящимися в домах маневренного фонда (ст.106 проекта Кодекса). В частности, представляется необходимым более детально прописать данные вопросы в проекте Кодекса.
Положения проекта Кодекса, касающиеся выселения граждан из служебных жилых помещений, общежитий с предоставлением других жилых помещений (ст.ст. 98, 105 проекта Кодекса) также следует доработать. В частности, следует уточнить, что в том случае, если граждане, указанные в пункте 1 статьи 98 проекта Кодекса являются нанимателями жилых помещений, входящих в государственный или муниципальный жилищный фонд, по договору социального найма или членами семьи нанимателя данного помещения либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, другое жилое помещение им не предоставляется.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует проект федерального закона "Жилищный кодекс Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Б.В. Грызловым, Г.В. Боосом., А.Г. Аксаковым, В.Н. Богомоловым, Е.И. Богомольным, Н.В. Бурыкиной, В.В. Володиным, Ю.М. Волковым, И.Н. Габдрахмановым, В.Г. Драгановым, В.М. Зубовым, П.В. Крашенинниковым, Г.В. Куликом, А.М. Макаровым, В.А. Пехтиным, В.С. Плескачевским, В.М. Резником, А.А. Тягуновым, А.Н. Чилингаровым, М.Л. Шаккумом, П.Б. Шелищем к принятию Государственной Думой в первом чтении с учетом его последующей доработки.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.