Заключение
Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям на проект Жилищного кодекса Российской Федерации (проект N 51708-4), внесенный Правительством Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Б.В.Грызловым, Г.В.Боосом, А.Г.Аксаковым, В.Н.Богомоловым, Е.И.Богомольным, Н.В.Бурыкиной, В.В.Володиным, Ю.Н.Волковым, И.Н.Габдрахмановым, В.Г.Драгановым, В.М.Зубовым, П.В.Крашенниниковым, Г.В.Куликом, А.М.Макуаровым#, В.А.Пехтиным, В.С.Плескачевким, B.М.Резником, А.А.Тягуновым, А.Н.Чилингаровым, М.Л.Шаккумом, П.Б.Шелищем
Представленный проект Жилищного кодекса призван заменить действующий еще с 1983 года Жилищный кодекс РСФСР, который по большинству положений не соответствует меняющимся в стране экономическим и социальным условиям. Предусматривается также отмена действий Закона Российской Федерации от 1991 года "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 1992 года "Об основах федеральной жилищной политики" и Федерального закона от 1996 года "О товариществах собственников жилья".
Основные положения законопроекта сконцентрированы в вопросах собственности на жилое помещение, социального найма жилого помещения, прав и обязанностей сторон жилищных отношений, права малоимущих граждан на получение бесплатного жилья в муниципальном жилом фонде, платы за жилье и коммунальные услуги, управления жилыми комплексами.
Предусматривается существенное расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этой сфере. Так, параметры о социальной норме площади жилья или максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектами Российской Федерации, размер платы за содержание и ремонт жилья - органами местного самоуправления.
Законопроект развязывает сложный узел вопросов о правах членов семьи по использованию# жилым помещением. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения за бывшим членом семьи право пользования жильем не сохраняется. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права и обязанности, какие имеют наниматель и члены его семьи.
Законопроект подробно регламентирует вопросы изъятия жилья в связи с отчуждением земельного участка, устанавливает положение о том, что земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, бесплатно переходят в качестве общего имущества в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, отменяет институт ордера.
В проекте кодекса подробно регламентируются отношения, связанные с социальным наймом, переводом жилых помещений в нежилые и соответственно нежилых помещений в жилые, переустройством и перепланировкой жилого помещения, собственностью на объекты общего пользования в многоквартирном доме, с жилищными и жилищно-строительными кооперативами, пользованием специализированными жилыми помещениями, платой за жилье и коммунальные услуги, предоставлением субсидий.
Основные положения отменяемого закона о товариществах собственников жилья включены в главу 13 законопроекта, в котором подробно урегулированы вопросы создания и функционирования ТСЖ.
В целом концепция и основные положения проекта Жилищного кодекса Российской Федерации могут быть поддержаны.
Вместе с тем проект кодекса требует доработки. В частности, следует точнее отразить конституционные принципы жилищной политики, полнее использовать действующий понятийный аппарат. Требуют доработки и вопросы о правах и обязанностях нанимателей и собственников, плате за жилье и коммунальные услуги, субсидиях.
Спорными являются отменяемые законопроектом федеральные стандарты, например, предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг, максимально допустимой доли расходов граждан на оплату коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Эти стандарты играли важную роль, ориентируя органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в их деятельности в жилищной сфере, являлись своего рода механизмом защиты прав и интересов граждан.
В связи с отменой закона о приватизации жилья и в целях исключения возможности возникновения коллизий, следует своевременно обеспечить рассмотрение и принятие законопроекта о переходных положениях в связи с принятием нового Жилищного кодекса, предусмотрев в нем сохранение права граждан на приватизацию полученных до введения в действие нового кодекса жилых помещений.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе с учетом замечаний принять проект Жилищного кодекса в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.