Заключение Правового Управления аппарата Государственной Думы РФ
от 7 июня 2004 г. N 2.2-1/2025
по проекту федерального закона N 51662-4 "О кредитных историях", внесенному депутатами Государственной Думы Грызловым Б.В., Боосом Г.В., Аксаковым А.Г. и другими
(первое чтение)
По указанному законопроекту замечаний концептуального характера нет.
Вместе с тем, обращаем внимание на следующее.
1. Абзац второй статьи 3 законопроекта, в соответствии с которым подтвержденные гарантии и поручительства предлагается отнести к понятию "договор займа (кредита)", не согласуется с главой 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), в соответствии с которой гарантии и поручительства являются способами обеспечения исполнения обязательств и имеют отличную от договоров займа (кредита) правовую природу. Кроме того, лица, являющиеся гарантами либо поручителями, не отнесены к числу субъектов отношений, регулируемых законопроектом (статья 2 законопроекта). Также законопроект не предусматривает представление в бюро кредитных историй информации о лицах, являющиеся гарантами либо поручителями.
Отнесение к понятию "договор займа (кредита)" понятия "непокрытые аккредитивы", являющегося одной из форм безналичных расчетов, также представляется необоснованным в силу пункта 1 статьи 862, абзаца второго пункта 2 статьи 867 Гражданского кодекса.
2. В перечне сведений о физических лицах (статья 4 законопроекта) можно было бы указать на необходимость представления не только паспортных данных, но также и данных иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичное замечание относится к части 2 статьи 6 законопроекта.
3. В соответствии со статьей 3 законопроекта "центральный каталог кредитных историй" представляет собой информационный продукт, который согласно части 3 статьи 11 законопроекта создается и ведется Центральным бюро кредитных историй. Для устранения внутреннего противоречия требуется уточнение абзаца пятого части 1 статьи 6 законопроекта, например, заменив слова "Центральному каталогу кредитных историй Центрального бюро кредитных историй" словами "Центральному бюро кредитных историй для включения в центральный каталог кредитных историй".
Аналогичное замечание относится к статье 8 законопроекта, в которой следует указать о праве субъекта кредитной истории получать соответствующую информацию не в центральном каталоге кредитных историй, а в Центральном бюро кредитных историй, а также к части 1 статьи 9.
4. В целях использования единой терминологии часть 1 статьи 9 и часть 2 статьи 11 следует согласовать с частью 1 статьи 6 (о предоставлении в Центральное бюро кредитных историй титульной части кредитного отчета либо титульных частей кредитных историй).
5. Статью 9 законопроекта, определяющую обязанности бюро кредитных историй, целесообразно дополнить частью 5 следующего содержания:
"5. Бюро кредитных историй выполняют иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.".
6. Положения частей 1 и 2 статьи 14 законопроекта следует согласовать с пунктом 13 статьи 18 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", поскольку порядок формирования учреждений Банка России, в число которых предлагается включить Центральное бюро кредитных историй (часть 1 статьи 13 законопроекта) относится к компетенции Совета Директоров Банка России.
Кроме этого, положение части 3 статьи 14 является излишним, поскольку дублирует одно из положений части 1 статьи 13.
7. Статья 18 законопроекта является излишней, поскольку вопросы соблюдения служебной и коммерческой тайны регулируются статьей 139 Гражданского кодекса.
8. Наименование статьи 19 законопроекта не согласуется с ее содержанием, поскольку в тексте указанной статьи регулируются только вопросы в отношении кредиторов - кредитных организаций, в то время как сфера применения федерального закона охватывает также отношения, возникающие между заемщиками и заимодавцами (кредиторами), не являющимися кредитными организациями.
9. Часть 1 статьи 21 устанавливает, что законопроект должен вступить в силу со дня его официального опубликования, за исключением норм, регулирующих вопросы создания и функционирования бюро кредитных историй для юридических лиц.
В связи с этим отмечаем, что в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законам не установлен иной порядок вступления в силу.
В отношении данного законопроекта основания для установления иного порядка вступления его в силу не выявлены.
Замечания юридико-технического характера
Проект нуждается в существенной юридико-технической переработке в соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованными Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года).
Структурная единица статьи, обозначенная арабской цифрой с точкой, является частью статьи, а не пунктом. Пунктом называется структурная единица, обозначенная арабской цифрой с круглой скобкой, подпунктом пункта может быть структурная единица, обозначенная буквой русского алфавита с круглой скобкой. Если требуется "расширение" подпункта, то это делается абзацами.
Абзацы, идущие после двоеточия и начинающиеся со строчной буквы, должны быть пронумерованы арабскими цифрами с круглой скобкой и стать пунктами.
Очень существенным для части статьи является то, что она не должна состоять из нескольких абзацев, начинающихся с прописной буквы. Такие нарушения структуры части статьи встречаются в данном законопроекте и их необходимо ликвидировать либо "подтянув" такой абзац к предыдущему, либо пронумеровав его арабской цифрой с точкой, с тем, чтобы он стал частью статьи.
В связи с тем, что структурная единица статьи, обозначенная арабской цифрой с точкой является частью, а не пунктом, и в связи с необходимой корректировкой структуры статей все имеющиеся в законопроекте ссылки на структурные единицы статей должны быть исправлены.
Дефисы не употребляются.
Обращаем внимание, что по отношению к федеральным законам употребляется следующее понятие "день вступления в силу федерального закона", поэтому следует внести изменения в статьи 19 и 20 законопроекта.
Начальник управления |
Г.П.Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.