Заключение Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму от 7 июня 2004 г. N 3.8-10/16
по проекту федерального закона N 51662-4 "О кредитных историях", внесенному депутатами Государственной Думы Грызловым Б.В., Боосом Г.В., Аксаковым А.Г., Богомоловым В.Н., Богомольным Е.И., Бурыкиной Н.В., Волковым Ю.Н., Володиным В.В., Габдрахмановым И.Н., Дмитриевой О.Г., Драгановым В.Г., Зубовым В.М., Крашенинниковым П.В., Куликом Г.В., Макаровым A.M., Пехтиным В.А., Плескачевским B.C., Резником В.М., Тягуновым А.А., Хованской Г.П., Чилингаровым А.Н., Шаккумом М.Л., Шелищем П.Б.
Законопроект определяет правовые основы деятельности системы специализированных (действующих при наличии лицензии по технической защите информации) бюро кредитных историй - юридических лиц, осуществляющих формирование, обработку и хранение кредитных историй: "информации, характеризующей исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита)" (ст.3 законопроекта). Таким образом концепция законопроекта направлена на создание системы раскрытии и предоставления информации в части исполнения заемщиком своих обязательств перед кредиторами в бюро кредитных историй.
Создание системы бюро кредитных историй представляется собой важный этап развития инфраструктуры финансовых рынков Российской Федерации, обеспечивающий снижение стоимости потребительских кредитов и в первую очередь ипотечных жилищных кредитов.
Целью создания системы таких бюро должно стать общее снижение кредитных ставок (процентов за использование займа) в результате уменьшения кредитных рисков, закладываемых финансовыми организациями в свои издержки, и повышение доступности ипотечных кредитов для граждан Российской Федерации.
В соответствии с Концепцией предполагается создание частных бюро кредитных историй на основе конкуренции без ограничения количества и в любой организационно-правовой форме таких бюро на рынке. Ключевым положением законопроекта является предоставление информации о заемщике исключительно при наличии письменного согласия такого заемщика (п.4 статьи 6 законопроекта).
Ряд положений законопроекта нуждаются в дополнительной юридической проработке.
В статье 3 законопроекта "Основные понятия" дается определение договора займа (кредита), в котором указывается, что к договору займа относятся выпущенные и подтвержденные гарантии и поручительства. Данное определение противоречит положениям §5. Поручительство и §6. Банковская гарантия Главы 23 Гражданского Кодекса РФ, по которым гарантии и поручительства относятся к обеспечению исполнения обязательств и не могут включаться в понятие "договор займа".
В п.4 статьи 6 необходимо дать формулировку "Основной части кредитной истории", так как что является основной частью кредитной истории в тексте проекта не определено.
Пунктом 1 статьи 13 определяется, что Центральное бюро кредитных историй является учреждением банка России. Данное положение не соответствует целям и задачам Центрального Банка России, определенным Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, предпринимательства и туризму рекомендует одобрить данный законопроект в первом чтении, но считает необходимым доработать его к рассмотрению в Государственной Думе во втором чтении.
Председатель Комитета |
В.Г. Драганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.