Заключение Правового Управления аппарата Государственной Думы
от 7 июня 2004 г. N 22-1/2018
по проекту федерального закона N 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы Грызловым Б.В., Боосом Г.В., Богомоловым В.Н., Богомольным Е.И. и другими
(первое чтение)
Указанный законопроект предусматривает дополнить часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) главой 31 "Местный налог на недвижимость" в разделе X "Местные налоги".
По законопроекту замечаний концептуального характера не имеется.
Вместе с тем, обращаем внимание на следующее.
По статье 1 законопроекта
Согласно подпункту 1 пункта 1 проектируемой статьи 389 Налогового кодекса недвижимое имущество, входящее в состав жилищного фонда, признается объектом налогообложения местным налогом на недвижимость (далее - налог). Однако, понятие "недвижимое имущество, входящее в состав жилищного фонда" в законодательстве определено недостаточно четко. Так, в статье 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" содержится перечень недвижимого имущества, входящего в состав жилищного фонда. Однако этот перечень не является исчерпывающим. Таким образом, объект налогообложения по данному налогу в части недвижимого имущества, входящего в состав жилищного фонда, не является однозначно определенным. Это противоречит пункту 6 статьи 3 Налогового кодекса, согласно которому при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
Аналогичное замечание относится к подпункту 2 пункта 1 проектируемой статьи 389 Налогового кодекса, в соответствии с которым к объектам налогообложения по данному налогу относятся гаражи, принадлежащие физическим лицам, а также гаражно-строительным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья. Однако определение понятия "гаражи" в законодательстве отсутствует, что также не позволяет точно определить объект налогообложения в части гаражей.
Пункт 3 проектируемой статьи 390 Налогового кодекса, устанавливающей порядок предоставления налогового вычета, можно было бы оформить в виде самостоятельной статьи, что соответствовало бы сложившейся практике по установлению налогов в соответствующих главах части второй Налогового кодекса (см., например, главы 21, 23, 25 Налогового кодекса).
Положение абзаца второго пункта 3 проектируемой статьи 390 Налогового кодекса, согласно которому при исчислении налогового вычета принимаются в расчет физические лица, совместно проживающие с налогоплательщиком и не воспользовавшиеся этим правом, может ущемлять права данной категории лиц, поскольку согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса данное положение является правом налогоплательщика. С учетом изложенного, а также принимая во внимание то, что данный налог будет исчисляться налоговым органом, требуется определить порядок подтверждения отказа от права на налоговый вычет физическим лицом, совместно проживающим с налогоплательщиком.
Пункт 6 проектируемой статьи 392 Налогового кодекса после слов "оценки рыночной стоимости" целесообразно дополнить словами "этих объектов".
По статье 3 законопроекта
Согласно статье 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" статья 15 Налогового кодекса не вступила в силу (данная статья будет введена в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Поэтому, внесение изменений в недействующую статью Налогового кодекса представляется нецелесообразным.
Замечания юридико-технического характера переданы в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П.Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.