Заключение Комитета ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям по проекту федерального закона N 51667-4 "О жилищно-накопительных кооперативах и их деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан", вносимого депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Грызловым Б.В., Боссом Г.В., Аксаковым А.Г. и другими
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 51667-4 "О жилищно-накопительных кооперативах и их деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан", Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям считает необходимым отметить следующее.
Целью законопроекта является обеспечение правовой защищенности имущественных интересов граждан, участвующих в жилищно-накопительных программах; совершенствование регулирования правоотношений в области привлечения накоплений граждан для решения их жилищных проблем;
установление новой организационно-правовой формы организаций, имеющих право осуществлять жилищно-накопительную деятельность, - жилищно-накопительных кооперативов.
Создание правовых условий для совместного использования жилищных накоплений граждан в целях приобретения жилья позволит, по мнению авторов, повысить его доступность и таким образом способствовать решению жилищной проблемы. Вместе с тем, положения проекта нуждаются в дополнительной проработке.
В первую очередь, требуют доработки вопросы обеспечения защиты прав граждан - членов жилищно-накопительного кооператива. Требования к финансовой устойчивости кооперативов должны быть по возможности прописаны прямыми нормами закона, а соблюдение данных требований может быть обеспечено как за счет контроля со стороны государственных органов власти, так и со стороны саморегулируемых организаций. При этом необходима доработка содержащихся в законопроекте положений, касающихся саморегулируемых организаций в области деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан.
Предусмотренная законопроектом возможность как вложения кооперативом средств в строительство жилья, так и приобретения для отдельных членов кооператива готового жилья создает неравные условия для членов кооператива. Критерии направления привлеченных денежных средств в строительство либо для покупки готового жилья в законопроекте не установлены.
В законопроекте необходимо более четко прописать направления использования временно свободных денежных средств, а также создания и использования фондов кооператива. Предусмотренная законопроектом возможность размещения средств на депозитах в банках за пределами Российской Федерации не является предметом регулирования данного законопроекта. Требуют дополнительного обоснования ограничения на минимальное и максимальное количество членов кооператива (от 10 до 20000).
В преамбуле законопроекта, а также в пункте 1 статьи 4 определяются правовые, экономические и организационные основы деятельности на территории Российской Федерации потребительскими кооперативами по привлечению и использованию накоплений для приобретения или строительства жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домов только для физических лиц, в то время как в соответствии с пунктом 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Абзацем вторым статьи 4 устанавливается запрет на осуществление деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан организациями иных организационно-правовых форм, что вступает в противоречие с Гражданским кодексом Российской Федерации, допускающим паенакопление жилищными, жилищно-строительными, дачными, гаражными или иными потребительскими кооперативами.
Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям считает возможным учесть вышеуказанные замечания в процессе подготовки законопроекта ко втором# чтению и рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.