Заключение
Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ
"По проекту федерального закона N 16674-4 "О признании утратившей силу статьи 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному депутатами Государственной Думы В.М. Резником, B.C. Плескачевским, М.Л. Шаккумом, Г.В. Куликом, В.Г. Драгановым, В.М. Зубовым, П.А. Медведевым, В.А. Тарачевым, А.Д. Жуковым
(первое чтение)
По данному проекту, предлагающему признать утратившей силу статью 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), сообщаем следующее.
1. Указанный проект предлагает признать утратившей силу статью 15.2 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность должностного лица учреждения банка за невыполнение обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций. В обосновании отмены указанной статьи в пояснительной записке к законопроекту, в частности, указывается, что на законодательном уровне отсутствует обязанность банков осуществлять соответствующий контроль, что, по мнению разработчиков, должно исключать ответственность по статье 15.2 КоАП РФ.
В этой связи следует иметь в виду, что в соответствии с частью 1 статьи 1.1 и пунктом 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ административная ответственность в этом Кодексе устанавливается по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основными же нормативными актами, регулирующими правила ведения кассовых операций, соблюдать которые обязаны должностные лица учреждения банка, являются Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета Директоров Банка России от 22 сентября 1993 года N 40, и Положение Центрального банка России от 5 января 1998 года N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации". Пункт 41 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации устанавливает, что банки систематически проверяют соблюдение предприятиями требований Порядка ведения кассовых операций (в частности, соблюдение установленных лимитов остатка наличных денег в кассе).
Пунктом 2.14 Положения Центрального банка России от 5 января 1998 года N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" на учреждения банков возложена функция проверки (не реже одного раза в два года) соблюдения определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. Пунктом 2.17 указанного Положения предусматривается, что в случае невыполнения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России по вопросам организации наличного денежного обращения применяются меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Названные выше нормативные акты Банка России по вопросам порядка ведения кассовых операций являются обязательными для банков, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет функции организации наличного денежного обращения и определения порядка ведения кассовых операций (статьи 4 и 34), а также по вопросам, отнесенным к его компетенции издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (статья 7).
Кроме того, статья 19 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусматривает, что в случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России последний вправе в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Так, согласно статье 74 указанного Федерального закона, в частности, Банк России в случае соответствующих нарушений вправе взыскивать штраф именно с кредитной организации, как юридического лица (в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала), в отличие от статьи 15.2 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность только для должностного лица учреждения банка (в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров труда). Таким образом, вышеуказанным Федеральным законом и КоАП РФ установлен разный субъектный состав и различные виды штрафных санкций.
С учетом вышеизложенного вызывает сомнение признание статьи 15.2 КоАП РФ утратившей силу.
2. По тексту проекта имеются замечания технико-юридического характера, например, касающиеся необходимости уточнения кодификационной части проекта, так как в большинстве своем в нее включены официальные источники опубликования, непосредственно не относящиеся к предмету данного проекта. Кроме того, в случае признания утратившей силу статью 15.2 КоАП РФ, следует исключить указание об этой статье также и в других статьях этого Кодекса (см, например, статьи 23.3 и 25.3), чего не сделано в проекте. Наряду с этим, нецелесообразно устанавливать срок вступления в силу данного федерального закона со дня его официального опубликования с учетом возможного внесения изменений в некоторые подзаконные акты.
Поскольку данный законопроект затрагивает сферу банковской деятельности, представляется целесообразным направить его на заключение в Банк России.
Заместитель начальника управления |
М.В.Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.