Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Изменения, которые предлагается внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), направлены на совершенствование положений, касающихся территориальной организации местного самоуправления, на оптимизацию взаимодействия органов местного самоуправления между собой и с органами государственной власти с целью приближения органов местного самоуправления к населению при решении ими вопросов местного значения.
Поправки в абзацы десятый и одиннадцатый части 1 статьи 2 и в часть 4 статьи 8 Федерального закона предполагают включить в число вопросов местного значения положения, вытекающие не только из указанного Федерального закона, но и из законов субъектов Российской Федерации.
Согласно действующей редакции части 3 статьи 11 Федерального закона к территориям с низкой плотностью сельского населения могут быть отнесены в основном густонаселенные территории субъектов Российской Федерации с преимущественным проживанием городского населения. Предлагаемая поправка в часть 3 статьи 11 Федерального закона позволит отнести к территориям с низкой плотностью сельского населения те территории субъектов Российской Федерации, где проживает преимущественно сельское население.
С целью усиления роли представительных органов местного самоуправления законопроектом предлагается закрепить в статьи 12 и 13 Федерального закона положение о том, что вопросы, связанные с изменением границ муниципальных образований и преобразованием муниципальных образований, следует решать с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных образований.
Предлагаемые дополнения в пункт 2 части 1 статьи 14, пункт 2 части 1 статьи 15, пункт 2 части 1 статьи 16, часть 12 статьи 35 Федерального закона позволят закрепить за органами местного самоуправления право устанавливать льготы по местным налогам и сборам, а не только устанавливать собственно местные налоги и сборы.
Изменения в пункт 4 части 1 статьи 14 и пункт 4 части 1 статьи 15 Федерального закона предполагают изъять из компетенции поселений и передать на уровень муниципальных районов полномочия по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения поселений и населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Предлагаемые дополнения пункта 10 части 1 статьи 14 и пункта 18 части 1 статьи 15 Федерального закона позволят наделить поселения и муниципальные районы дополнительным полномочием по решению вопросов местного значения в части создания условий для обеспечения жителей услугами банковского обслуживания.
Дополнение статьи 17 частью 4 позволит муниципальным образованиям в случае невозможности исполнения своих полномочий в силу сложившихся обстоятельств передавать часть своих полномочий по решению отдельных вопросов местного значения органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предлагаемые поправки в абзац первый части 2 статьи 24 и часть 1 статьи 71 Федерального закона предполагают унифицировать подходы к определению оснований для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и оснований наступления ответственности названных лиц и передать эти вопросы с муниципального на федеральный уровень.
Законопроект содержит нормы, которые позволят, на наш взгляд, расширить и конкретизировать положения статьи 31 Федерального закона, касающиеся, в частности, установления трех видов опросов граждан. Порядок назначения и проведения опроса граждан в случаях, предусмотренных федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации, предлагается устанавливать соответственно законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации. Порядок назначения и проведения опроса по иным вопросам местного значения должен определяться уставом муниципального образования.
Предлагается дополнить статью 34 Федерального закона положением, устанавливающим, что в случае, если городское поселение входит в состав муниципального района и является центром муниципального района, а число жителей городского поселения составляет более половины числа жителей муниципального района, то в этом городском поселении органы местного самоуправления могут не создаваться, а их функции выполняют органы местного самоуправления муниципального района.
Поправки в часть 8 статьи 34 и абзац второй части 8 статьи 44 направлены на исключение из Федерального закона положений о действии норм, касающихся установления изменений структуры органов местного самоуправления решением представительного органа муниципального образования, лишь со следующего созыва. Считаем, что вопросы изменения структуры органов местного самоуправления должны решаться представительным органом местного самоуправления без каких-либо ограничений в течение всего срока его полномочий, поскольку за это время может возникнуть необходимость по внесению изменений в указанную структуру.
Поправкой в часть 4 статьи 52 Федерального закона предполагается установить обязанность для органов местного самоуправления представлять в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Российской Федерации не только отчеты об исполнении местных бюджетов, но и сами утвержденные местные бюджеты.
Предлагаемые изменения абзаца первого части 2 статьи 53 Федерального закона позволят органам местного самоуправления определять систему оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в пределах минимального и максимального размеров окладов, установленных нормативными актами субъектов Российской Федерации для соответствующих категорий государственных служащих и работников государственных учреждений путем закрепления соотношения муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы с государственными должностями и государственными должностями государственной службы законом субъекта Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается внесение поправок в статьи 60, 61 и 63 Федерального закона, направленных на формирование реальной финансовой и экономической основы местного самоуправления и создание стимулов для развития доходной базы бюджетов всех уровней, в частности, касающихся порядка распределения средств из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований.
Поправка в часть 1 статьи 77 Федерального закона носит уточняющий характер, касающийся порядка осуществления контроля за исполнением органами местного самоуправления законов субъектов Российской Федерации.
Предлагаем внести дополнение в часть 3 статьи 83 Федерального закона, которое позволит установить порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований в органах юстиции в соответствии с положениями части 6 статьи 44 настоящего Федерального закона со дня вступления в силу главы 12 Переходных положений (со дня официального опубликования настоящего Федерального закона).
Предлагается дополнить пункт 2 части 1 статьи 85 Федерального закона положением о том, чтобы при проведении выборов в соответствии с данным пунктом не применять требование пункта 2 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (голосование на выборах в органы местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов).
В целом принятие законопроекта будет способствовать совершенствованию института местного самоуправления, повышению ответственности органов местного самоуправления перед населением, расширению участия населения в управлении социально-экономической ситуацией в муниципальных образованиях.
Финансово-экономическое обоснование проекта
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие и реализация данного федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие данного федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Справка
В связи с тем, что реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, заключение Правительства Российской Федерации по данному законопроекту не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.