Заключение Комитета Государственной Думы по бюджету
и налогам по проекту федерального закона N 60410-4
"О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", внесенному Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 60410-4 "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее:
1. На протяжении последних лет государством неоднократно предпринимались попытки решения проблемы обеспечения жильем военнослужащих. Однако в условиях ограниченных возможностей федерального бюджета решить указанную проблему до сих пор не удалось. Двигаясь в направлении исполнения своих обязательств перед военнослужащими, Правительством Российской Федерации предложено введение накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. При этом особо отмечается, что с введением новой системы на переходный период сохранится уже существующая система обеспечения жильем военнослужащих, заключивших контракты до 1 января 2005 года, имеющиеся обязательства государства по обеспечению жильем будут выполнены в полном объеме.
2. Законопроектом предлагается создание новой (накопительно-ипотечной) системы жилищного обеспечения военнослужащих, заключивших первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, и, в некоторых случаях, в предыдущие несколько лет. При этом каждому участнику накопительно-ипотечной системы открывается именной накопительный счет, на который будут зачисляться денежные средства из федерального бюджета и доходы от инвестирования этих средств.
3. Участник указанной системы сможет воспользовался средствами именного накопительного счета для приобретения жилья, получения целевого жилищного займа, погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
Право на использование накоплений у участника накопительно-ипотечной системы возникает в следующих случаях:
при общей продолжительности военной службы 20 и более лет;
при увольнении военнослужащего при общей продолжительности военной службы 10 и более лет по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями;
по решению федерального органа исполнительной власти, в котором военнослужащий проходит военную службу в случае его увольнения по семейным обстоятельствам.
4. Согласно законопроекту размер базового накопительного взноса на 2005 год устанавливается Правительством Российской Федерации. В последующие годы размер накопительного взноса обязательно должен быть проиндексирован на уровень инфляции.
Из пояснительной записки и расчетов к законопроекту следует, что размер базового накопительного взноса планируется определить в сумме 37 000 рублей. В Прогнозе социально-экономических последствий перехода к накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих указывается, что через 17 лет военнослужащий сможет накопить средств в объеме 915 тыс. рублей в ценах соответствующего года, что позволит ему приобрести в собственность квартиру общей площадью 54 кв. метра.
5. Законопроектом определяются субъекты и участники отношений по формированию и инвестированию средств жилищных накоплений, их полномочия, права и обязанности. Субъектами указанных отношений являются уполномоченный федеральный орган, федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, специализированный депозитарий, управляющие компании. Участниками являются военнослужащие, определенные рассматриваемым законопроектом, брокеры, кредитные и другие организации, вовлеченные в процесс формирования и инвестирования средств жилищных накоплений.
6. В рассматриваемом проекте федерального закона достаточно подробно прописан порядок инвестирования средств жилищных накоплений, определены формы государственного контроля и надзора в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию средств жилищных накоплений. Так, например, в статье 16 законопроекта дан закрытый перечень объектов инвестирования, а также Правительству Российской Федерации предоставлена возможность введения дополнительных ограничений на инвестирование средств жилищных накоплений в отдельные классы активов, предусмотренные в законопроекте. Кроме того, законопроектом (ст. 29) предусмотрено ежегодное проведение аудита юридических лиц, участвующих в накопительно-ипотечной системе.
7. Вместе с тем, проект федерального закона вносит принципиальные изменения в гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и рядом других законов.
В случае принятия законопроекта нарушается установленная статьей 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения военнослужащих, так как накопительно-ипотечная система распространяется на ограниченный контингент военнослужащих, имеющих незначительную выслугу лет (5 лет и менее).
Положения законопроекта входят в противоречие со статьей 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которой устанавливается, что военнослужащие со сроком военной службы 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по установленным нормам, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Следует отметить также, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" правовые и социальные гарантии военнослужащим, а также меры материального и иных видов обеспечения, предусмотренные указанным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный закон.
Таким образом с целью исключения противоречий в законодательстве для принятия рассматриваемого законопроекта необходимо одновременное рассмотрение изменений и дополнений в указанный закон, а также в ряд других законов, устанавливающих правовые нормы обеспечения жильем военнослужащих.
8. В законопроекте единственным условием получения целевого жилищного займа является пребывание участника в накопительно-ипотечной системе не менее трех лет, что открывает широкие возможности в субъективном отборе получателей целевого жилищного займа (при этом предоставление займа возлагается на федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а их оформление и выдача - на уполномоченный федеральный орган).
9. Законопроектом не предусматривается оказание помощи участникам накопительно-ипотечной системы в приобретении жилья. В то же время в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащий не вправе заниматься предпринимательской и другой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы.
Участие в предлагаемой накопительно-ипотечной системе требуют знаний рынка жилья, возможностей ипотечного строительства и других специфических видов деятельности. В отдельных случаях приобретаемое жилье может быть использовано для получения дополнительных доходов.
С целью исключения отрицательного влияния на исполнение военнослужащим обязанностей военной службы целесообразно в законопроекте возложить на уполномоченный федеральный орган оказание помощи участникам накопительно-ипотечной системы в приобретении жилья и определение порядка его последующего использования.
10. В законопроекте недостаточно четко определены возможности использования накопленных средств участниками накопительно-ипотечной системы.
В статье 13 устанавливается, что порядок использования накопленных средств после закрытия именного накопительного счета участника определяется Правительством Российской Федерации. В то же время статьей 11 законопроекта участнику предоставляется право использовать средства, накопленные на его именном накопительном счете, после погашения целевого жилищного займа или после приобретения жилья, для улучшения жилищных условий или иных целей при увольнении с военной службы.
11. Учитывая относительно большое количество участников накопительно-ипотечной системы, следует законодательно установить правовые нормы, определяющие санкции в случае нарушения договорных обязательств сторон при получении и погашении участниками накопительно-ипотечной системы целевых жилищных займов.
Следует также установить ответственность (возможно путем внесения изменений в соответствующее законодательство Российской Федерации) организаций, которым законопроектом предоставляется право управления средствами жилищных накоплений.
12. Кроме того, необходимо уточнить положения статьи 31 законопроекта, касающейся обязательного страхования ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний, рассмотрев целесообразность установления порядка обязательного страхования ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний, работающих со средствами жилищных накоплений, отдельным федеральным законом.
Целесообразно рекомендовать Правительству Российской Федерации учесть указанные замечания и предложения, а также замечания, изложенные в Заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы, при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 60410-4 "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.