Комментарии к нормативным документам
В связи с начавшейся административной реформой законотворческая и нормотворческая активность федеральных, отраслевых и ведомственных органов управления существенно снизилась. В течение практически трех месяцев - марта - мая 2004 года происходил процесс перераспределения функций между реформированными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. До завершения этого процесса (распределения функций) разработка и утверждение новых нормативных актов практически невозможны. Поэтому в сегодняшнем обзоре большая часть законодательных и нормативных актов относится к периоду до начала реформы. Названия органов, принявших комментируемый документ, приводятся в том виде, в котором они существовали на дату принятия документа.
1. Федеральный закон от 5 апреля 2004 г. N 16-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Федеральный закон регистрации в Минюсте РФ не подлежит.
Опубликован в "Российской газете" 8 апреля 2004 г. N 72.
Вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, однако распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.
Глава 26.1 дополнена положением, регулирующим порядок учета НДС, уплаченного до перехода на специальный налоговый режим - суммы налоговых вычетов, произведенных до перехода, восстановлению не подлежат, а при переходе на общий режим налогообложения суммы налога, предъявленные налогоплательщикам единого сельскохозяйственного налога по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным до перехода на общий режим налогообложения, при исчислении налога на добавленную стоимость вычету не подлежат.
Кроме того, продлен срок подачи заявлений в налоговый орган организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями о переходе на специальный налоговый режим до 1 июня 2004 года.
2. Федеральный закон от 6 апреля 2004 г. N 17-ФЗ "О внесении изменения в статью 42 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Федеральный закон регистрации в Минюсте РФ не подлежит.
Опубликован в "Российской газете" 8 апреля 2004 г. N 72.
Вступает в силу с 1 июля 2004 года (статья 2 данного документа).
Фактически новая редакция вышеупомянутого пункта статьи 42 Закона N 208-ФЗ отличается от прежней только одним предложением, уточняющим порядок исчисления чистой прибыли для расчета дивидендов. Однозначно установлено, что эта прибыль должна определяться по данным бухгалтерского учета. То есть, законодателями, по-видимому, закладывалась возможность существенного расхождения между данными бухгалтерского и налогового учета - проще говоря, сделать так, чтобы дивиденды могли уплачиваться независимо от того, возникла ли обязанность по уплате налога на прибыль (нормы главы 25 НК РФ позволяют минимизировать налогообложение таким образом, что при наличии довольно существенной бухгалтерской прибыли налоговая база по налогу на прибыль может отсутствовать). Тем не менее, в настоящее время однозначно нельзя говорить о том, какие суммы могут распределяться между акционерами. Дело в том, что спустя 11 дней после внесения в Государственную Думу проекта закона (31.12.2002) в Минюсте России было зарегистрировано Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н. Если строго и точно исполнять требования ПБУ 18/02, то чистая прибыль для целей бухгалтерского учета не будет отличаться от прибыли для целей налогообложения (т.е. от налоговой базы по налогу на прибыль).
Таким образом, в ближайшее время следует ожидать дополнительных разъяснений от Минфина России по данному вопросу. Время для выработки соответствующей позиции у вышеуказанного ведомства есть: изменения вступают в силу с 1 июля 2004 года. При этом, правда, следует учитывать и еще одну особенность: 30 июня - последний срок для проведения общих собраний акционерных обществ по итогам прошедшего финансового года. И к дате проведения собрания акционеры должны знать, какая сумма может быть распределена в виде дивидендов.
3. Письмо МНС РФ от 4 февраля 2004 г. N 04-2-07/65 "Об уплате налога на доходы физических лиц".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Письмом разъясняется, что в том случае, когда организация перечисляет страховые взносы (по страхованию физических лиц) не за работников, а за членов их семей, НДФЛ уплачивается с полной суммы перечисленных взносов - независимо от ее размера. При этом, если страхуются несовершеннолетние члены семьи, НДФЛ должен взыскиваться с их родителей или опекунов.
4. Письмо МНС РФ от 16 февраля 2004 г. N 22-2-16/258 "О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Интересным в данном письме является то, что разъясняются понятия, прямо вытекающие из требований главы 26.3 НК РФ - при осуществлении торговли через автолавки, тонары и т.п. транспортные средства, ЕНВД определяется в зависимости от количества торговых мест, а не от их суммарной площади.
Причина появления разъяснения, таким образом, понятна не совсем. Скорее всего, это связано с тем, что на местах налоговые инспекции придерживаются иной трактовки, несмотря на то что она противоречит прямым нормам налогового законодательства.
5. Письмо МНС РФ от 27 февраля 2004 г. N 05-1-11/86 "О налогообложении выплат по лицензионным договорам".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Письмом разъясняется порядок обложения единым социальным налогом выплат по лицензионным договорам, производимым работникам организации в связи с созданием изобретения, полезной модели или промышленного образца. При этом четко разграничиваются изобретения, модели или образцы, созданные в рамках выполнения работником служебных обязанностей или конкретного создания образца (облагаются ЕСН на общих основаниях) и произведенные вне служебных обязанностей (работодатель должен заключить лицензионный договор, выплаты по которому ЕСН не облагаются).
6. Письмо МНС РФ от 19 марта 2004 г. N 03-1-08/729/15 "Об исчислении НДС налоговыми агентами в связи с введением налоговой ставки 18 процентов".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Письмом разъясняется, что налоговые агенты применяют новую ставку НДС, начиная с оплаты полученных товаров, работ или услуг, произведенной после 1 января 2004 года - независимо от того, получены ли фактически указанные товары, работы или услуги.
7. Приказ МНС РФ от 2 апреля 2004 г. N САЭ-3-09/255 "Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах".
Нормативным документом не является.
На регистрацию в Минюст РФ не представлялся.
Из текста Приказа следует, что фактически его положения могут применяться с начала 2004 года.
В связи с введением в действие Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" утверждены рекомендуемые формы сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах:
N С-09-1 "Сообщение об открытии (закрытии) счета";
N С-09-2 "Сообщение об участии в российских и иностранных организациях";
N С-09-3 "Сообщение о создании обособленного подразделения, расположенного на территории Российской Федерации";
N С-09-4 "Сообщение о реорганизации юридического лица".
8. Письмо Минфина РФ от 12 февраля 2004 г. N 04-02-05/1/11 "О порядке отражения в налоговом учете по налогу на прибыль услуг связи".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъясняется порядок признания расходов в виде оплаты услуг телефонной связи в зависимости от того, какой метод определения выручки от реализации продукции, работ или услуг используется налогоплательщиком. При применении метода начислений дата оплаты определяется условиями договора (как правило, дата выставления счета). При применении кассового метода дата признания расходов определяется самим налогоплательщиком в период после оплаты по выставленному счету.
Любопытно, что письмо датировано февралем 2004 г. - то есть, было издано еще до начала административной реформы. Формально (в соответствии с НК РФ) Минфин РФ имел право и до реорганизации МНС РФ давать подобные разъяснения. Однако, как правило, непосредственно особенности налогового учета разъяснялись письмами МНС РФ.
9. Письмо Минфина РФ от 1 марта 2004 г. N 04-03-11/28 "О применении налога на добавленную стоимость".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъясняется, что в том случае, когда приобретенные материально-производственные запасы, выполненные работы или оказанные услуги оплачиваются налогоплательщиком за счет заемных средств, право на налоговый вычет по НДС не возникает до тех пор, пока задолженность по займу не будет погашена.
По форме разъяснение, вроде бы, правильное - для получения права на налоговый вычет, суммы налога в соответствии со статьей 171 НК РФ должны быть оплачены налогоплательщиком. Однако с макроэкономической точки зрения все не так однозначно - плательщиком НДС выступает продавец (или заказчик), а для него не имеет значения, за счет каких средств оплачена продукция (работы, услуги). То есть, фактически закрепляется временной разрыв между моментом поступления налога в бюджет и возникновением права на вычет его части.
10. Письмо Минфина РФ от 11 марта 2004 года N 04-04-06/40 "О порядке применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъяснено, что индивидуальные предприниматели определяют остаточную стоимость объектов основных средств и объектов нематериальных активов в соответствии с требованиями ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2000. То есть фактически эта категория хозяйствующих субъектов обязана дополнительно вести учет указанных видов внеоборотных активов порядком, установленным для организаций, использующих общий режим налогообложения.
Для того, чтобы не возникало сомнений, в заключении письма указывается на то, что учет доходов и расходов индивидуальными предпринимателями организуется и ведется для исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения или переведенные на уплату ЕНВД, должны организовывать и вести бухгалтерский учет таким образом, чтобы можно было не только точно определить налоговую базу, но и установить правомерность применения соответствующего специального налогового режима.
11. Письмо Минфина РФ от 26 марта 2004 г. N 04-05-12/16 "О физическом показателе базовой доходности для розничной торговли в арендованном помещении".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Письмом разъясняется, что в том случае, когда организация торговли осуществляет деятельность в арендованном помещении, показатель базовой доходности определяется, исходя из данных правоустанавливающих документов - если в приложениях к договору (или иных аналогичных документах) не указано, что арендуется часть здания, специально оборудованная для торговли, показателем базовой доходности является торговое место (а не площадь торгового зала).
Спорность разъяснения, по нашему мнению, состоит в том, что при определении обязанности уплачивать ЕНВД за основу принимается вид деятельности, осуществляемой налогоплательщиком, а не то, в каких условиях эта деятельность осуществляется.
12. Письмо Минфина РФ от 9 апреля 2004 г. N 15-05-29/455 "О практике разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением статьи 15.25 КОАП РФ".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Письмо представляет собой выборку из решений арбитражных судов по применению мер административной ответственности к организациям, нарушающим валютное законодательство. Письмо безусловно будет интересным для тех организаций, которые осуществляют валютные операции. Более подробный комментарий заслуживает отдельного разговора, так как документ является достаточно объемным.
13. Постановление Фонда соцстраха РФ от 9 марта 2004 г. N 22 "Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования".
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 апреля 2004 г. Регистрационный N 5710.
Дата вступления в силу не указана. Из текста Инструкции следует, что фактически ее положения могут применяться с начала 2004 года.
От аналогичных документов Фонда соцстраха РФ прошлых лет новая Инструкция отличается тем, что в ней учтены и подробно детализированы требования вновь принятых законодательных актов. В частности, большое внимание уделено особенностям расчетов по пособиям по социальному страхованию организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения - отдельно, уплачивающими (добровольно) и не уплачивающими дополнительные взносы в Фонд соцстраха РФ, порядок расчетов при отказе от перечислений дополнительных взносов, при переходе на общую систему налогообложения и т.п. Учтены дополнительные ограничения, установленные Федеральным законом о бюджете Фонда соцстраха РФ на 2004 год (в части размера пособий работникам, отработавшим за последние 12 месяцев менее трех месяцев).
Особо подчеркивается, что ответственность за правильность определения сумм пособий и осуществление расчетов возлагается на руководителя организации и главного бухгалтера.
"Консультант бухгалтера", N 6, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru