Реформа МНС России близка к завершению
В августе МНС России может официально получить новый статус - Федеральной налоговой службы. В связи с этим налогоплательщиков волнуют два вопроса: что изменится в работе налоговых органов и как предстоящее преобразование министерства отразится на правах и обязанностях налогоплательщиков и налоговых инспекторов?
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре органов исполнительной власти" (далее - Указ) МНС России будет преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС). В результате реформы часть функций налогового ведомства должна перейти к Минфину России. Главной задачей ФНС станет контроль и надзор за исполнением налогового законодательства. Новая служба будет передана в ведение Минфина.
Как следует из Указа, преобразование МНС начнется только после того, как вступят в действие соответствующие федеральные законы. В первую очередь, речь идет о поправках в Налоговый кодекс, в котором, как известно, в качестве налоговых органов указаны МНС и его подразделения.
В июне федеральный закон*(1), который вносит необходимые поправки, был подписан Президентом Российской Федерации. Положение о ФНС к 1 сентября в соответствии с пунктом 21 Указа должно быть утверждено. О том, как идет реорганизация налоговых органов, редакция РНК будет информировать вас на страницах журнала.
Что изменится в правах налогоплательщиков и работе налоговых органов
Перераспределение функций МНС между Минфином и ФНС отражено в таблице на с. 11. На некоторых изменениях остановимся подробнее.
В частности, давать налогоплательщикам письменные разъяснения о том, как применять налоговое законодательство, будут финансовые органы. Причем разъяснять применение федерального законодательства о налогах и сборах будет непосредственно Минфин. Финансовые органы субъектов Российской Федерации (например, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей) будут разъяснять применение регионального налогового законодательства. Обязанность разъяснять применение нормативных правовых актов о местных налогах ложится на органы местного самоуправления (например, финансовые департаменты или отделы районных и городских администраций).
Как сообщили нам в Департаменте налоговой политики МНС России, это не означает, что налогоплательщики не смогут обращаться с вопросами в налоговые инспекции. В соответствии с поправками в Налоговый кодекс в инспекциях налогоплательщики смогут получать информацию о том, какие налоги и сборы действуют в Российской Федерации, какими законами и нормативными правовыми актами они регулируются. В инспекции также можно будет узнать, каков порядок исчисления и уплаты того или иного налога, какие права и обязанности есть у налогоплательщиков и налоговых органов. Подобную информацию можно будет получить как в устной, так и в письменной форме. Кроме того, обязанностью инспекции остается предоставление налогоплательщикам форм налоговой отчетности и разъяснение порядка их заполнения.
Одно из главных изменений состоит в том, что налоговые органы не смогут самостоятельно давать письменные разъяснения по спорным вопросам применения законодательства. "Все разъяснения по спорным вопросам законодательства, представляемые налогоплательщикам налоговыми органами, должны быть предварительно согласованы ФНС с Минфином. Механизм такого согласования должен быть отработан", - пояснили нам в Департаменте налоговой политики МНС России.
Таблица. Распределение функций между Минфином и Федеральной
налоговой службой (в редакции Налогового кодекса с учетом поправок
по реформе МНС)
Минфин России | Федеральная налоговая служба |
1 | 2 |
Применение налогового законодательства | |
- дает письменные разъяснения по вопросам применения законодатель- ства Российской Федерации о налогах и сборах (п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъек- тов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправле- ния о местных налогах дают соответственно органы исполнитель- ной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуп- равления, уполномоченные в области финансов (п. 2 ст. 34.2 НК РФ) |
- бесплатно информирует налогопла- тельщиков (в том числе в письмен- ной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях на- логовых органов и их должностных лиц (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ) |
Формы учета и отчетности | |
- утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклара- ций, а также порядок их заполнения (п. 1 ст. 34.2, п. 7 ст. 80 НК РФ); - определяет порядок представления налоговой декларации в электронном виде (п. 2 ст. 80 НК РФ); - устанавливает форму, в соответ- ствии с которой налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде (п. 1 ст. 230 НК РФ); - определяет форму и порядок пред- ставления реестров счетов-фактур в налоговые органы (подп. 2 п. 8 ст. 201 НК РФ); - определяет порядок представления сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов на магнитных носителях или с использованием средств телекомму- никаций (п. 2 ст. 230 НК РФ); - утверждает форму отчета о целевом использовании полученных средств (п. 14 ст. 250 НК РФ); - утверждает форму годового отчета о деятельности иностранной органи- зации в Российской Федерации (п. 8 ст. 307 НК РФ); - утверждает форму книги учета доходов и расходов и порядок отра- жения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими уп- рощенную систему налогообложения (п. 2 ст. 346.24 НК РФ) |
- бесплатно предоставляет налого- плательщикам формы налоговой отчет- ности и разъясняет порядок их за- полнения (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ); - утверждает форму представления сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов (п. 2 ст. 230 НК РФ); - утверждает форму справки о полученных физическими лицами дохо- дах и удержанных суммах налога, ко- торую налоговые агенты выдают фи- зическим лицам по их заявлениям (п. 3 ст. 230 НК РФ); - устанавливает форму представления информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (п. 4 ст. 310 НК РФ); - утверждает формы представления сведений органами, осуществляющими государственную регистрацию транс- портных средств (п. 5 ст. 362 НК РФ); - утверждает формы представления сведений органами, выдающими в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование объек- тами животного мира и объектами водных биологических ресурсов (п. 2 ст. 333.2 НК РФ); - утверждает формы представления сведений организациями и индивиду- альными предпринимателями, осу- ществляющими пользование объектами животного мира и пользование объек- тами водных биологических ресурсов (п. 3 ст. 333.7 НК РФ) |
Налоговый контроль | |
- определяет объем и состав доку- ментов, которые могут изыматься налоговыми органами у предприятий, учреждений и организаций (п. 7 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"); - утверждает порядок проведения инвентаризации имущества налогопла- тельщика при налоговой проверке (подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ); - устанавливает порядок хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада (п. 7 ст. 197 НК РФ); - устанавливает формы сбора и систематизации информации для целей налогообложения в помещении с огра- ниченным доступом, оборудованном программно-техническими средствами, которое налогоплательщик обязан предоставить по письменному требо- ванию налогового органа (п. 2 ст. 197.1 НК РФ); - определяет порядок функционирова- ния постоянно действующих налоговых постов (п. 5 ст. 197.1 НК РФ) |
- утверждает форму требования об уплате налога (п. 5 ст. 69 НК РФ); - разрабатывает и утверждает форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой про- верки (ст. 89 НК РФ); - устанавливает форму и требования к составлению акта налоговой про- верки (п. 3 ст. 100 НК РФ); - устанавливает форму и требования к акту, составляемому при обнаруже- нии фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (п. 3 ст. 101.1 НК РФ) |
Постановка на учет | |
- вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (п. 1 ст. 83 НК РФ); - устанавливает особенности учета иностранных организаций (п. 1 ст. 83 НК РФ); - устанавливает порядок постановки на учет организаций и физических лиц по основаниям, не связанным с постановкой на учет в качестве организации или индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 84 НК РФ); - устанавливает особенности порядка постановки на учет иностранных организаций в зависимости от видов получения доходов (п. 1 ст. 84 НК РФ); - утверждает порядок выдачи налого- выми органами свидетельства или уведомления о постановке на учет организации или физического лица по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества или транс- портных средств, а также частных нотариусов и адвокатов по месту их жительства (п. 2 ст. 84 НК РФ); - утверждает порядок учета измене- ний в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными пред- принимателями, а также в сведениях о частных нотариусах и адвокатах (п. 3 ст. 84 НК РФ); - утверждает порядок снятия с учета налоговым органом частного нотари- уса, адвоката, физического лица, не являющегося индивидуальным предпри- нимателем, если место их житель- ства изменилось (п. 4 ст. 84 НК РФ); - утверждает порядок снятия с учета налоговым органом частного нотари- уса, полномочия которого прекраще- ны, а также адвоката, который утра- тил свой статус (п. 5 ст. 84 НК РФ); - определяет порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (п. 7 ст. 84 НК РФ); - определяет особенности постановки на учет в качестве налогоплательщи- ка налога на добычу полезных иско- паемых (п. 3 ст. 335 НК РФ); - устанавливает особенности учета иностранных организаций, выступа- ющих в качестве инвестора по сог- лашению о разделе продукции или оператора такого соглашения (п. 4 ст. 346.41 НК РФ) |
- устанавливает форму заявления, на основании которого осуществляется постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения (п. 1 ст. 84 НК РФ); - устанавливает формы уведомлений о постановке на учет в налоговом органе организации по месту нахож- дения обособленного подразделения, а также организаций и физических лиц по основаниям, не связанным с постановкой на учет в качестве организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 84 НК РФ); - устанавливает форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 84 НК РФ); - утверждает форму заявления и свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес (п. 2 ст. 366 НК РФ); - устанавливает форму заявления и форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогопла- тельщиков, выполняющих соглашения о разделе продукции (пункты 6 и 8 ст. 346.41 НК РФ); - ведет Единый государственный ре- естр налогоплательщиков (п. 8 ст. 84 НК РФ) |
Налогообложение иностранных организаций | |
- совместно с Минфином федеральный орган исполнительной власти, регу- лирующий отношения Российской Феде- рации с иностранными государствами и международными организациями, оп- ределяет перечень иностранных госу- дарств, гражданам и организациям которых предоставление помещений в аренду не облагается НДС (п. 1 ст. 149 НК РФ); - совместно с Минфином федеральный орган исполнительной власти, регу- лирующий отношения Российской Фе- дерации с иностранными государства- ми и международными организациями, определяет перечень иностранных государств, представительствам ко- торых реализация товаров, работ и услуг облагается по ставке НДС 0% (подп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ); - совместно с Минфином федеральный орган исполнительной власти, регу- лирующий отношения Российской Феде- рации с иностранными государствами (международными организациями), оп- ределяет перечень иностранных го- сударств (международных организа- ций), в отношении граждан (сотруд- ников) которых применяются нормы статьи 215 НК РФ (п. 2 ст. 215 НК РФ) |
- по согласованию с ФНС иностранная организация вправе рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относя- щуюся к ее деятельности через отде- ление на территории Российской Фе- дерации, в целом по группе таких отделений (п. 4 ст. 307 НК РФ) |
Участие в процедурах банкротства | |
- определяет порядок предоставления взыскателю (по его заявлению при наличии у него исполнительного лис- та с неистекшим сроком давности) сведений о наличии или об отсут- ствии у должника-организации бан- ковских счетов и вкладов (п. 3 ст. 46 Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнитель- ном производстве") |
- представляет интересы Российской Федерации в процедурах банкротства. В частности, по предложению ФНС судебный пристав-исполнитель публи- кует в печати сообщение об обра- щении взыскания на имущество долж- ника-организации (ст. 60 Федераль- ного закона от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве") |
Прочие функции | |
- определяет порядок исчисления индивидуальными предпринимателями налоговой базы по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций (п. 2 ст. 54 НК РФ); - утверждает форму уведомления об использовании права на освобождение от обязанностей плательщика НДС для организаций и индивидуальных пред- принимателей, выручка которых за три предшествующих последовательных календарных месяца от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 1 млн. руб. (п. 3 ст. 145 НК РФ); - по согласованию с Минэкономразви- тия определяет случаи и порядок, в соответствии с которыми при выво- зе отдельных видов товаров допуска- ется представление экспортерами грузовой таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного ор- гана, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации (подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ); - определяет порядок выдачи свиде- тельства о регистрации лица, со- вершающего операции с нефтепродук- тами (п. 3 ст. 179.1 НК РФ); - устанавливает порядок формирова- ния страховых резервов (подп. 1 п. 2 ст. 294 НК РФ); - по согласованию с Минюстом издает инструкцию по применению Закона РФ от 09.12.91 N 2005-1 "О государ- ственной пошлине" (ст. 8 Закона РФ от 09.12.91 N 2005-1); - издает инструкцию по применению Закона РФ от 02.04.93 N 4737-1 "О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний" (ст. 6 Закона РФ от 02.04.93 N 4737-1); - издает инструкцию по применению Федерального закона от 08.01.98 N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" (ст. 6 Федерального закона от 08.01.98 N 5-ФЗ); - утверждает инструкцию о порядке взимания и внесения платы за пользование водными объектами (ст. 9 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за поль- зование водными объектами") |
- относит полученные налогоплатель- щиком доходы к доходам от источни- ков в Российской Федерации либо к доходам от источников за пределами Российской Федерации, если положе- ния Налогового кодекса не позволяют однозначно этого сделать (п. 2 ст. 42 НК РФ); - устанавливает форму налогового уведомления в случаях, когда обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента (ст. 52 НК РФ); - принимает решения по отдельным налогоплательщикам о переносе срока уплаты федеральных налогов и сборов на более позднее время (подп. 1 п. 1 ст. 63 НК РФ); - налоговые органы по месту нахож- дения (месту жительства) заинтере- сованного лица принимают решения о переносе срока уплаты региональных и местных налогов и сборов по сог- ласованию с финансовыми органами соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образова- ний (подп. 2 п. 1 ст. 63 НК РФ); - принимает решения об изменении сроков уплаты единого социального налога по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов (подп. 5 п. 1 ст. 63 НК РФ); - устанавливает форму заявления на возврат удержанного налога по выплаченным иностранным организаци- ям доходам (п. 2 ст. 312 НК РФ); - является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 14 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации") |
Налогоплательщики, которые последуют письменным разъяснениям "финансового органа или другого уполномоченного государственного органа" и при этом нарушат налоговое законодательство, будут освобождены от ответственности. Как отметили в МНС, это означает, что налогоплательщики, выполнявшие письменные разъяснения налоговых органов, также могут быть освобождены от ответственности, если разъяснение представлено в пределах компетенции налогового органа.
Обязанность издавать приказы об утверждении различных форм налоговой отчетности и инструкции по их заполнению перейдет к Минфину. Федеральная налоговая служба будет выпускать только документы по налоговому контролю. Например, формы уведомлений о постановке на учет, форму акта налоговой проверки, перечень лиц, имеющих доступ к налоговой тайне, и др.
А как быть с теми документами, которые утверждены МНС России? Можно ли будет их применять после преобразования министерства в Федеральную налоговую службу? "Следует обратить внимание, что все нормативные документы, ранее принятые МНС России, действуют до признания их утратившими силу и обязательны для исполнения налогоплательщиками", - отметили в МНС.
Изменения, не связанные с функциями налоговых органов
Помимо изменений, связанных с преобразованием МНС в ФНС, закон содержит и ряд других поправок в Налоговый кодекс. В частности, в статье 83 НК РФ устранена опечатка: уточнено, что местом нахождения морских, речных и воздушных транспортных средств признается место (порт) их приписки или место государственной регистрации. Если же нет ни того, ни другого - место нахождения или жительства собственника транспорта. Местом нахождения других транспортных средств является место их государственной регистрации. А при отсутствии такового - место нахождения или жительства собственника транспорта.
Кроме того, из Налогового кодекса исключены положения, касающиеся осуществления налогового контроля органами государственных внебюджетных фондов. Эти положения фактически не действовали, так как контроль за уплатой взносов в фонды и единого социального налога осуществляют налоговые органы.
А.А. Шестова,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 13-14, июль 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" вступит в силу со дня его официального опубликования (поправки в Налоговый кодекс начнут действовать по истечении месяца со дня официальной публикации закона).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99