В целях обеспечения единства арбитражной практики разрешения споров, возникающих из перевозок грузов по железной дороге, и в порядке унификации ранее изданных инструктивных указаний по этим вопросам Государственный арбитраж СССР предлагает принять к руководству следующие указания:
О предъявлении претензий и исков
1. В соответствии со ст. 76 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки, обязательно предъявление ему претензии.
О претензиях и исках по перевозкам грузов см. Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
См. Правила предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 42
Указанной статьей Основ и ст. 174 Устава железных дорог Союза ССР установлены сроки на предъявление претензий к перевозчику.
Претензии, возникающие из перевозки, предъявляются согласно ст. 170 Устава к управлению железной дороги назначения.
Претензии, возникающие из перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются:
а) к управлению железной дороги назначения, если конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция;
б) к другому соответствующему транспортному органу, если конечным пунктом перевозки является порт (пристань), автостанция (агентство, автохозяйство) или аэропорт.
Претензии грузоотправителей о штрафах предъявляются к управлению железной дороги отправления. В соответствии со ст. 170 Устава Министерство путей сообщения возложило рассмотрение претензий грузоотправителей об уплате штрафа за невыполнение плана перевозок на отделения железных дорог, что предусмотрено в Правилах предъявления и рассмотрения претензий по железнодорожным перевозкам (параграф 1, абз. 7).
Сроки рассмотрения железной дорогой предъявленных к ней претензий установлены ст. 175 Устава.
2. На основании ст. 177 Устава железных дорог иски к железным дорогам, вытекающие из Устава, подлежат рассмотрению по установленной подведомственности в государственном арбитраже по месту нахождения Управления железной дороги.
Изложенное правило применяется и тогда, когда иск предъявлен одновременно к управлению железной дороги, к грузоотправителю или грузополучателю. Споры между внешнеторговыми объединениями и заказчиками, связанные с выполнением заказов на импорт товаров, а также споры, связанные с поставкой для экспорта, в которых одной из сторон является внешнеторговая организация (в том числе и вытекающие из перевозки), рассматриваются Государственным арбитражем СССР, Государственным арбитражем РСФСР и Государственным арбитражем Московской области в соответствии с подведомственностью, установленной Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами.
Иски грузоотправителей об уплате штрафов за невыполнение планов перевозок предъявляются в государственный арбитраж по месту нахождения отделения железной дороги отправления.
3. Статьей 75 Устава железных дорог предусмотрено, что окончательные расчеты между железными дорогами и грузополучателями по перевозкам производятся на станции назначения. После выдачи груза переборы и недоборы по провозной плате и сборам грузоотправителям и грузополучателям, а также железной дороге не возмещаются.
Поэтому споры между железными дорогами, с одной стороны, и грузоотправителями и грузополучателями - с другой, о переборах и недоборах по провозной плате и сборам, возникшие после выдачи груза, в органах арбитража рассмотрению не подлежат.
В тех случаях, когда споры между железной дорогой и грузополучателем (грузоотправителем) о доплате или возврате излишне взысканной провозной платы и сборов возникли до или при оформлении выдачи груза, то такой спор, как не подпадающий под действие ст. 75 Устава, подлежит рассмотрению органами арбитража на общих основаниях.
Доказательством, подтверждающим возникновение такого спора до или при оформлении выдачи груза, может служить акт общей формы, составленный в соответствии с § 3 "к" Правил составления актов при железнодорожных перевозках, надпись на платежном документе о неправомерности требований дороги о доплате сумм и другие документы.
Указанные в абз. 1 настоящего пункта правила не применяются в тех случаях, когда в соответствии с утвержденным совместным приказом Министерства путей сообщения и Правления Госбанка СССР от 2 августа 1968 г. N 58/ЦЗ-486 "О порядке расчетов за перевозки грузов по железным дорогам через расчетные товарные конторы" взыскание дополнительных провозных плат и сборов с грузополучателя производится в безакцептном порядке через расчетную контору независимо от срока выдачи груза станцией.
Указанная инструкция не регламентирует порядок возврата железной дорогой излишне взысканных сумм провозной платы и сборов. Поэтому грузополучатель, исходя из принципа равенства сторон в расчетах по перевозкам, содержащегося в ст. 75 Устава, при выявлении переплат по провозной плате и сборам при расчетах через расчетные товарные конторы также может предъявить соответствующие требования к железной дороге независимо от срока выдачи груза, но в пределах срока на предъявление претензии.
Действие ст. 75 Устава не распространяется на взаимоотношения грузоотправителей (поставщиков) и грузополучателей (покупателей), связанных с расчетами между ними по провозной плате и сборам при перевозке грузов.
При принятии исковых заявлений арбитражам необходимо проверять соблюдение истцом установленных порядка и сроков предъявления претензий к железной дороге, а также наличие документов, представление которых согласно ст. ст. 169 и 173 Устава железных дорог является обязательным.
Когда истец не может представить перечисленные в ст. 169 и в ст. 173 Устава документы вследствие того, что железная дорога в нарушение ст. 176 Устава при отклонении претензии не возвратила приложенные к ней документы или не дала в установленный срок ответа на претензию, истец обязан об этом указать в исковом заявлении. В этом случае арбитраж при подготовке материалов к рассмотрению в заседании должен истребовать соответствующие документы от железной дороги.
В тех случаях, когда железная дорога отказалась рассмотреть претензию по существу, со ссылкой на нарушение грузополучателем (грузоотправителем) претензионного порядка, а истец оспаривает правомерность отказа в рассмотрении претензии и считает претензионный порядок разрешения спора соблюденным, арбитраж в таких случаях принимает исковое заявление и возникшее разногласие по этому вопросу разрешает в заседании арбитража. При признании претензионного порядка соблюденным, исковое заявление рассматривается арбитражем по существу.
5. Иски к железным дорогам, вытекающие из Устава железных дорог, могут быть предъявлены согласно ст. 177 только в случаях полного или частичного отказа железной дороги удовлетворить претензию, либо неполучения от железной дороги ответа в течение сроков, указанных в ст. 175.
При нарушении истцом установленного порядка и сроков предъявления претензий, неприложения к иску документов, перечисленных в ст. 169 Устава, заявления иска до истечения установленных сроков для дачи железной дорогой ответа на претензию, - в принятии искового заявления должно быть отказано.
При выявлении этих нарушений в заседании арбитража дело подлежит прекращению производством.
Если к участию в деле помимо железной дороги в качестве ответчика привлечен также грузоотправитель (грузополучатель) и при принятии искового заявления или при подготовке материалов к рассмотрению в заседании будут выявлены указанные выше нарушения, арбитраж в соответствии с Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами исключает железную дорогу из числа ответчиков, и если при этом спор становится подведомствен другому государственному арбитражу, исковые материалы направляются в соответствующий государственный арбитраж.
При установлении в заседании арбитража неосновательного привлечения к делу железной дороги дело в отношении грузоотправителя (грузополучателя) рассматривается по существу арбитражем, принявшим его к производству, а в отношении железной дороги - дело, как это было указано выше, прекращается производством.
6. Статьей 168 Устава железных дорог установлено, что обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности железной дороги, грузоотправителей и грузополучателей при железнодорожной перевозке, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы, составляемыми станциями железных дорог.
При неосновательном отказе станции от составления названных актов грузополучатель в порядке, предусмотренном § 16 Правил составления актов, обязан обжаловать этот отказ, а приемку груза произвести в соответствии с Инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству.
Эти акты и документы об обжаловании отказа станции в составлении коммерческого акта или акта общей формы могут служить подтверждением обстоятельств, указанных в ст. 168 Устава.
7. При рассмотрении исков к железной дороге о возмещении стоимости утраченного груза арбитражи должны исходить из того, что подача грузополучателем, а в надлежащих случаях грузоотправителем, заявления о производстве розыска не доставленного по назначению груза не освобождает их от предъявления к железной дороге в установленном порядке и сроки претензии о возмещении стоимости утраченного груза.
8. По иску, заявленному одновременно к железной дороге и грузоотправителю (грузополучателю), не допускается объединение в одном заявлении требований, основанных на коммерческом акте, с требованиями, основанными на других документах. Например, недостача груза удостоверена коммерческим актом, повреждение или порча груза - актом, составленным в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, и истец не представит доказательств об обжаловании отказа станции в составлении коммерческого акта на повреждение или порчу груза.
9. В соответствии с Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами при наличии достаточных оснований государственный арбитраж вправе до принятия решения привлечь железную дорогу в качестве ответчика.
Государственный арбитраж может удовлетворить ходатайство о привлечении к делу железной дороги в качестве ответчика при условии принятия истцом мер к непосредственному урегулированию спора. Привлечение к делу железной дороги в качестве ответчика по инициативе государственного арбитража во время рассмотрения спора может производиться, независимо от принятия таких мер. Если к перевозчику, привлекаемому к делу по инициативе государственного арбитража, претензия предъявлена не была, при определении начального момента для исчисления срока исковой давности следует учитывать время, установленное для предъявления и рассмотрения претензии, и время пробега почты. Предусмотренный ст. 177 Устава железных дорог двухмесячный срок исковой давности в этом случае должен исчисляться со дня, когда истец должен был получить ответ на претензию, если бы она была предъявлена своевременно.
В случае привлечения государственным арбитражем железной дороги в качестве ответчика истец обязан направить железной дороге копии исковых материалов, и доказательства отсылки представить государственному арбитражу. О привлечении к делу ответчика выносится определение.
Привлечение железной дороги к делу, когда право на предъявление к ней претензии и иска принадлежит ответчику, а не истцу, не допускается.
10. При разрешении вопроса о том, надлежащим ли истцом предъявлен иск к железной дороге, арбитражу следует исходить из того, что грузополучатель или грузоотправитель, предъявлявший к железной дороге претензию, может в последующем, согласно ст. 172 Устава железных дорог, переуступить право на предъявление иска к железной дороге: грузоотправитель - грузополучателю или грузополучатель - грузоотправителю, а также грузоотправитель или грузополучатель - вышестоящей организации или транспортно-экспедиционной организации.
11. Согласно ст. 169 Устава железных дорог претензии и иски в случае недостачи, порчи или повреждения груза заявляются грузополучателями. Заявление таких претензий и исков грузоотправителем может иметь место, когда грузополучатель в порядке ст. 172 Устава передаст ему право на предъявление претензии и иска.
Со ссылкой на отсутствие переуступочной надписи некоторые дороги отказывались рассматривать по существу претензии грузоотправителей экспортного груза в связи с его недостачей, порчей или повреждением.
При рассмотрении исков грузоотправителей к железной дороге о взыскании стоимости недостающего, испорченного или поврежденного экспортного груза арбитражам следует иметь в виду, что право грузоотправителя на предъявление к железной дороге претензии и иска по указанным основаниям вытекает из п. 40 Условий поставки товаров для экспорта, а не из Устава железных дорог.
12. Согласно ст. 178 Устава железных дорог иски железных дорог к грузоотправителям и грузополучателям, вытекающие из Устава, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью в госарбитраж в течение 6 месяцев.
До обращения с такими исками в госарбитраж железные дороги в установленном Положением о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам порядке должны предъявлять грузоотправителю или грузополучателю претензии.
См. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
13. Иски железных дорог к грузоотправителям и грузополучателям, вытекающие из Устава железных дорог, могут быть заявлены как управлением железной дороги, так и отделением и другими линейными предприятиями и организациями, которые в соответствии с Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами вправе выступать сторонами по делу.
14. К искам железных дорог о возмещении убытков, причиненных грузоотправителями или грузополучателями вследствие нарушения правил перевозки грузов, применяется срок исковой давности, предусмотренный ст. 178 Устава железных дорог. При этом в отношении требований о взыскании убытков, причиненных имуществу железной дороги, начальный момент течения срока исковой давности определяется днем наступления события, когда были причинены эти убытки, а в отношении убытков, вызванных утратой, повреждением или порчей груза, принятого к перевозке, - со дня признания претензии, если поручение на перечисление признанной суммы не дано либо получения решения арбитража или суда о взыскании стоимости утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, багажа.
15. При рассмотрении спора, когда исковое заявление предъявлено одновременно к железной дороге и грузоотправителю (грузополучателю), следует иметь в виду, что претензии и иск к железной дороге должны заявляться с соблюдением сроков, установленных ст. 76 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, а к грузоотправителю (грузополучателю) иски должны заявляться в пределах сроков исковой давности, установленных ст. ст. 16 и 47 Основ, соответствующими статьями ГК союзных республик и другими нормативными актами.
Если при рассмотрении спора будет установлено, что срок исковой давности к грузоотправителю (грузополучателю) окажется меньше общего срока на предъявление претензии и иска к железной дороге, и срок на предъявление иска к грузоотправителю (грузополучателю) пропущен, вопрос о восстановлении срока исковой давности при наличии уважительных причин должен решаться арбитражем на общих основаниях.
Арбитраж вправе также восстановить срок исковой давности к искам, предъявляемым к железной дороге.
Что касается установленных сроков на предъявление претензий к железной дороге, то основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик не предусматривают возможности восстановления арбитражем таких сроков.
16. В практике возник вопрос, в какие сроки должны предъявляться претензии и иски к железным дорогам, когда грузополучатель (грузоотправитель) заявляет требования об обратном взыскании списанных в безакцептном порядке сумм штрафов.
Поскольку указанное требование вытекает из перевозки, претензии о возврате списанных дорогой в безакцептном порядке сумм штрафов должны быть предъявлены согласно ст. 76 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и ст. 174 Устава железных дорог в течение шести месяцев.
Срок давности для предъявления такого иска к перевозчику ст. 177 Устава установлен в два месяца со дня получения ответа на претензию или истечения срока ответа на нее.
17. В соответствии со ст. 177 Устава железных дорог иски к железным дорогам могут быть предъявлены в двухмесячный срок. Этот срок исчисляется со дня получения ответа от железной дороги, а при неполучении ответа - со дня истечения срока, установленного для ответа.
Об ответственности за невыполнение плана перевозок
Об ответственности на железнодорожном транспорте см. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
18. В соответствии со ст. 144 Устава железных дорог за невыполнение плана перевозок железная дорога и грузоотправитель несут материальную ответственность. Предусмотренный указанной статьей штраф взыскивается за неподачу железной дорогой вагонов и контейнеров для выполнения плана перевозок и за невыполнение грузоотправителем плана по дорогам назначения, за неиспользование поданных вагонов и контейнеров или отказ от предусмотренных планом вагонов и контейнеров.
При разрешении споров, связанных с взысканием штрафа за невыполнение плана перевозок, арбитражам следует иметь в виду следующее:
Непредставление декадной заявки (ст. 28 Устава), вследствие чего железная дорога не подавала предназначенные по плану вагоны и контейнеры, должно рассматриваться как отказ грузоотправителя от предусмотренных планом вагонов и контейнеров.
При приемке железной дорогой к исполнению декадной заявки, поданной грузоотправителем с опозданием, т. е. при учете этой заявки в декадном задании начальника отделения железной дороги, ответственность как железной дороги, так и грузоотправителя за невыполнение плана перевозок должна определяться на общих основаниях.
Если в установленном порядке изменяется план перевозок грузов, ответственность за его невыполнение должна определяться до момента изменения, исходя из первоначального плана, а после - из измененного.
19. На практике возникают споры о том, должен ли нести ответственность грузоотправитель за невыполнение плана перевозок в случаях, когда этот план для него определен в соответствии с Уставом железных дорог и Основными положениями о годовом и квартальном планировании перевозок грузов, его вышестоящей или снабженческо-сбытовой организацией.
При разрешении подобных споров следует исходить из того, что в соответствии со ст. 144 Устава за невыполнение плана перевозок материальную ответственность несут железная дорога и грузоотправитель. Указанной статьей взыскание штрафа за невыполнение плана перевозок не ставится в зависимость от того, сам ли грузоотправитель планировал перевозки или же это планирование производилось его вышестоящей или снабженческо-сбытовой организацией.
20. Документом, подтверждающим выполнение плана перевозок, является учетная карточка, которая согласно ст. 29 Устава железных дорог подписывается начальником станции и грузоотправителем по окончании каждых отчетных суток.
В тех случаях, когда в учетной карточке отсутствует подпись грузоотправителя и последним оспаривается факт подачи вагонов для выполнения плана перевозок, железная дорога свои требования об уплате штрафа за невыполнение плана перевозок может обосновать на данных учетной карточки лишь при условии, если докажет, что грузоотправитель уклонился от подписания учетной карточки, о чем составлен акт общей формы.
О доказательствах при неисправной перевозке
22. При разрешении споров, связанных с недостачей, порчей или повреждением грузов, следует исходить из того, что удостоверение случаев недостачи, порчи или повреждения грузов коммерческими актами может иметь место тогда, когда железная дорога в соответствии со ст. 65 Устава и Правил перевозок обязана выдать прибывший груз с проверкой веса, количества мест и состояния его, и когда при такой выдаче обнаруживаются обязательства, перечисленные в ст. 168 Устава.
Вместе с тем следует иметь в виду, что в тех случаях, когда со ссылкой на ст.ст. 65 и 67 Устава железная дорога выдает груз без повреждения, а после вскрытия вагона (контейнера) будет обнаружена неисправность вагона (контейнера), имеющая скрытый характер, и одновременно утрата, недостача, порча или повреждение груза, происшедшие по причинам, зависящим от этой неисправности вагона (контейнера), грузополучатель в соответствии со ст.ст. 65 и 168 Устава вправе потребовать от железной дороги выдачи груза с проверкой и оформления такой выдачи коммерческим актом, поскольку первоначальная выдача груза без проверки не соответствовала фактическим обстоятельствам и требованиям Устава.
В тех случаях, когда после выдачи без проверки в порядке ст. 65 Устава скоропортящегося груза, перевозимого с охлаждением, при вскрытии вагона-ледника будет установлена порча груза, характер которой свидетельствует о том, что она могла произойти во время перевозки, грузополучатель вправе, приостановив немедленно разгрузку вагона, потребовать от станции совместной проверки состояния груза и оформления выдачи его коммерческим актом.
24. Установленные нормы естественной убыли при перевозках могут применяться лишь в случаях, когда при выдаче груза устанавливается фактическая недостача веса груза.
Поэтому не допускается покрытие недостачи целых мест и недостачи веса в отдельных поврежденных местах за счет нормы естественной убыли груза, исчисленной от всего перевезенного груза.
Согласно ст. 65 Устава железных дорог исправные тарные и штучные грузы выдаются в соответствующих случаях счетом мест, а вес груза проверяется только в поврежденных местах. Поэтому исчисление нормы убыли от веса исправных мест, который не проверялся и недостача не устанавливалась, вообще не должно иметь места.
Если же при выдаче проверяется вес всего груза, норму естественной убыли следует исчислять от веса груза в поврежденных местах отдельно от веса груза в исправных местах.
25. При определении размера недостачи груза иногда возникают споры, связанные с применением норм естественной убыли груза и установленных Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов норм расхождения в показаниях весов или норм точности взвешивания отдельных грузов.
Предельно допустимое расхождение в показаниях весов не включает в себя естественную убыль груза при перевозке, которая должна применяться в соответствии с установленными для отдельных видов грузов нормами.
При рассмотрении споров о недостачах груза на станциях назначения арбитражам надлежит иметь в виду, что:
а) если для данного груза норма естественной убыли при перевозках не установлена, но при выдаче его на станции назначения выявлена недостача в пределах нормы расхождения в показаниях весов, или нормы точности взвешивания, то такую недостачу следует рассматривать как расхождение в показаниях весов, и грузополучатель в этом случае должен принять груз по весу, указанному в накладной.
Если же недостача окажется выше нормы расхождения в показаниях весов или нормы точности взвешивания, то вся недостача, без исключения из нее указанной нормы, должна быть оформлена в установленном порядке;
б) в том случае, когда для данного груза установлена норма естественной убыли и при выдаче на станции назначения обнаружена недостача груза, превышающая норму расхождения в показаниях весов или норму точности взвешивания, то из выявленной недостачи следует исключить норму естественной убыли.
Если после исключения нормы естественной убыли останется недостача, не превышающая норму расхождения в показаниях весов или норму точности взвешивания, то она рассматривается как расхождение в показаниях весов.
Если же недостача будет превышать сумму нормы естественной убыли и нормы расхождения в показаниях весов (нормы точности взвешивания), то из недостачи исключается только норма естественной убыли.
26. На практике возникают споры в связи с определением размера недостачи груза, прибывшего маршрутами или группами вагонов. Железные дороги при определении размера недостачи груза в ряде случаев, ссылаясь на § 7 Правил составления актов, применяют норму естественной убыли и нормы расхождения в показаниях весов или норму точности взвешивания к весу всего груза, а не к весу груза тех вагонов, в которых обнаружена недостача.
При разрешении подобных споров следует исходить из того, что в соответствии с 2 Правил перевозок массовых грузов маршрутами и группами вагонов по одной накладной на обратной стороне накладной должны быть указаны вес и количество мест груза, погруженного в каждый отдельный вагон маршрута или группы вагонов.
При следовании груза без перевалки или перегрузки в пути следования недостачи или излишки однородного груза, обнаруженные за данные календарные сутки, оформляются в соответствии с § 6 Правил составления актов одним коммерческим актом, но с указанием в нем числа мест и веса отдельно по каждому вагону, в котором обнаружена недостача или излишки. При этом применение нормы естественной убыли веса груза и предельно допустимых расхождений в показаниях весов должно иметь место только при наличии фактической недостачи и только отдельно по каждому проверявшемуся вагону.
В тех случаях, когда в нарушение 2 Правил перевозок массовых грузов маршрутами и группами вагонов по одной накладной в накладной не указан вес груза, погруженного в каждый вагон, размеры недостачи веса груза определяются по результатам, проверки веса всего груза, отгруженного данным маршрутом или группой вагонов, с применением нормы естественной убыли ко всему весу груза.
27. Если при рассмотрении спора, связанного с недостачей груза при перевозке, будет установлено, что вес груза в пункте отправления определялся путем взвешивания, а в пункте получения по обмеру или наоборот - при отправлении вес груза определяется обмером, а при получении путем взвешивания, арбитражи должны исходить из того, что взвешивание является наиболее точным способом определения веса груза.
В тех случаях, когда нормативными актами предусмотрено, что вес отдельных грузов определяется только по замеру, например при перевозке нефтепродуктов наливом (§ 8 Правил приема грузов к перевозке), вес таких грузов при приеме должен определяться этим же способом.
28. Если по основаниям, изложенным в Уставе и Правилах перевозок, железная дорога производит выдачу груза и при такой выдаче будет установлено повреждение или порча тары, грузополучатель вправе потребовать от железной дороги удостоверения порчи и повреждения тары коммерческим актом, вне зависимости от того, что сам груз не будет иметь недостачи, порчи или повреждения.
29. Грузополучатель на основании ст. 63 Устава железных дорог может отказаться принять от железной дороги груз в том случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного его использования.
Вопрос о возможности полного или частичного использования такого груза решается в соответствии с 24 и 25 Правил выдачи грузов экспертом.
В случае, если экспертом будет признано, например, что ремонт груза возможен, грузополучатель обязан принять и вывезти этот груз и тогда, когда его ремонт может быть произведен грузоотправителем или другой организацией.
30. Статьей 66 Устава железных дорог и 25 Правил выдачи грузов установлено, что при необходимости производства экспертизы при выдаче груза она производится по инициативе железной дороги или по требованию грузополучателя. Согласно 25 указанных Правил экспертиза, проведенная грузополучателем без участия начальника станции, его заместителя или заведующего грузовым двором, считается недействительной.
На практике встречаются случаи, когда недостача, порча или повреждение груза удостоверены коммерческим актом, а размер или причины недостачи, порчи и повреждения груза удостоверены экспертизой, проведенной грузополучателем без участия начальника станции, его заместителя или заведующего грузовым двором в связи с уклонением их от производства,такой экспертизы.
При разрешении споров, возникающих при указанных выше обстоятельствах, акты экспертизы, составленные без участия соответствующих представителей железной дороги, могут быть приняты во внимание, если грузополучатель представит доказательства своевременного предъявления начальнику станции или его заместителю требования о назначении экспертизы и необоснованного отклонения железной дорогой этого требования.
31. Если в соответствии со ст. 65 Устава железных дорог груз выдан железной дорогой без проверки веса, количества мест и его состояния и на накладной согласно правилам заполнения ее об этом сделана соответствующая отметка, то при рассмотрении иска нет оснований требовать от железной дороги или грузополучателя представления пломб от вагона или контейнера, в которых следовал груз.
Об ответственности железных дорог, грузоотправителей и грузополучателей
Об ответственности железных дорог, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров см. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
32. В соответствии со ст. 148 Устава железная дорога несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи согласно Правилам другому предприятию, организации и учреждению, если не докажет, что утрата, недостача, порча и повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело.
При этом обязанность доказать, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие указанных в этой статье обязательств, возлагается на железную дорогу.
Статья 149 Устава предусматривает основания, по которым железная дорога освобождается от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза за исключением случаев, когда предъявитель претензии докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли по вине железной дороги.
33. При разрешении споров в связи с утратой, недостачей, порчей или повреждением груза возникают вопросы об ответственности за сохранность груза в случаях, когда утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли как по причинам, зависящим от железной дороги, так и от грузоотправителя (грузополучателя).
В указанных случаях, когда при перевозке груза ущерб возникает в результате нарушения действующих на транспорте правил, допущенных как железной дорогой, так и грузоотправителем (грузополучателем), госарбитраж вправе вынести решение о возложении ответственности за нанесенный ущерб на обе стороны, т. е. на перевозчика и грузоотправителя (грузополучателя). Размер ущерба, возлагаемого на перевозчика и грузоотправителя (грузополучателя), определяется в зависимости от нарушений, допущенных каждой из сторон договора перевозки.
34. В связи с порчей скоропортящихся грузов при перевозке возникают споры по применению установленных сроков транспортабельности груза, предельного срока перевозки и срока доставки груза.
При рассмотрении таких споров следует тщательно проверять соблюдение грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем установленных правил погрузки, транспортировки, выдачи и приемки сельскохозяйственной продукции, в том числе скоропортящейся, в целях установления, кто из участников договора перевозки (грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель) и в какой степени был виновен в несохранности продукции.
В тех случаях, когда железной дорогой принят к перевозке скоропортящийся груз, срок транспортабельности которого менее срока доставки, и только по причинам, зависящим от длительной транспортировки, груз окажется испорченным, - ответственность должна возлагаться на железную дорогу.
При нарушении железной дорогой сроков доставки груза (просрочка в доставке) в случаях, когда на станцию назначения груз доставлен испорченным, следует также устанавливать причинную связь между допущенной просрочкой в доставке и порчей груза. Необходимо также выяснить, в какой степени нарушение сроков доставки груза повлияло на его порчу, и возлагать на дорогу обязанность по возмещению ущерба за порчу в размере той суммы, на которую понизилась стоимость груза по ее вине.
Когда порча груза не связана с допущенной просрочкой в доставке и железная дорога докажет, что эта порча произошла по причинам, зависящим только от грузоотправителя (например, отгрузка перезрелой плодоовощной продукции и фруктов, нерассортированной продукции и т.п.), - ответственность должна возлагаться на грузоотправителя (ст. 148 Устава).
При разрешении споров, возникающих из перевозки грузов, государственным арбитражам следует полнее выяснять причины и условия, способствовавшие утрате, недостаче, порче грузов, острее реагировать на установленные случаи безответственного отношения к сохранности грузов. При наличии в делах данных, позволяющих сделать вывод, что утрата, недостача грузов могли явиться результатом хищений или злоупотреблений, направлять материалы таких дел в следственные органы.
35. Железная дорога в соответствии со ст. 46 Устава железных дорог обязана подавать под погрузку вагоны и контейнеры исправные, годные для перевозки данного груза, очищенные от остатков груза и мусора, а в необходимых случаях - промытые и продизенфицированные.
В соответствии с указанной статьей Устава пригодность вагонов, контейнеров, цистерн и бункерных полувагонов для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется грузоотправителем, за исключением случаев, когда погрузка грузов в вагоны производится средствами железной дороги, которая в этом случае обязана определять пригодность вагонов для перевозки данного груза в коммерческом отношении.
На практике возникают споры, связанные с утратой, недостачей, порчей или повреждением груза, происшедшими вследствие технической неисправности подвижного состава или непригодности его в коммерческом отношении для перевозки данного груза.
При разрешении подобных споров следует исходить из следующего:
Понятие пригодности подвижного состава для перевозки данного груза в коммерческом отношении не всегда совпадает с понятиями технической исправности вагонов и контейнеров. Например, вагон или контейнер совершенно исправны, но они могут оказаться непригодными для перевозки данного груза в коммерческом отношении - вагон или контейнер имеют устойчивый посторонний запах, а к погрузке предназначены продовольственные грузы, воспринимающие такой запах. Таким образом, под пригодностью подвижного состава в коммерческом отношении для перевозки данного груза следует понимать такое техническое и физическое состояние подвижного состава, от которого зависит обеспечение сохранности груза при перевозке.
В тех случаях, когда поданный под погрузку вагон или контейнер по своему техническому состоянию или в коммерческом отношении не обеспечит сохранность груза при перевозке, грузоотправитель обязан отказаться от погрузки груза в такой подвижной состав.
При несоблюдении грузоотправителями такого условия ответственность за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза, происшедшие по причине неисправности подвижного состава или непригодности его в коммерческом отношении для перевозки данного груза, должна возлагаться на отправителя.
Исключение должны составлять случаи, когда техническая неисправность подвижного состава носит скрытый характер или возникла при перевозке груза. При утрате, недостаче, порче или повреждении груза, происшедших только по причине неисправности подвижного состава, имеющей скрытый характер или возникшей при перевозке груза, ответственность должна возлагаться на железную дорогу.
Если ущерб возник вследствие того, что вагон или контейнер наряду со скрытыми неисправностями и неисправностями, возникшими при перевозке груза, имел и иные неисправности, которые могли быть выявлены до погрузки, ответственность может возлагаться и на железную дорогу, и на грузоотправителя. При этом следует иметь в виду, что техническая неисправность вагона или контейнера должна быть удостоверена актами, предусмотренными 15 Правил составления актов, а также и иными действующими на транспорте правилами.
При определении размера ответственности и при разграничении ее между железной дорогой и грузоотправителем в этих случаях следует учитывать, в какой причинной связи неисправности подвижного состава находятся с неисправностью самого груза, в каком объеме груз подвергся порче или повреждению вследствие скрытой неисправности подвижного состава или явной неисправности и т. п.
При утрате, недостаче, порче или повреждении груза, происшедших вследствие технической неисправности подвижного состава или непригодности вагонов в коммерческом отношении, в случаях, когда погрузка производилась средствами железной дороги, - ответственность должна возлагаться на железную дорогу.
37. Железная дорога возмещает ущерб за утрату, недостачу, повреждение или порчу груза в размере действительной стоимости утраченного или недостающего груза или в размере той суммы, на которую понизилась его стоимость (ст. 151 Устава железных дорог).
В тех случаях, когда в результате нарушений, допущенных железной дорогой, произошло повреждение или разукомплектование перевозимой продукции, арбитраж не вправе выносить решения, обязывающие перевозчика отремонтировать поврежденную продукцию или доукомплектовать, так как Уставом железных дорог не предусмотрена такая обязанность перевозчика.
Исключение составляют случаи повреждения или утраты железной дорогой подвижного состава, принадлежащего предприятиям, организациям и учреждениям.
Согласно ст. 163 Устава при повреждении железной дорогой подвижного состава, принадлежащего предприятиям, организациям или учреждениям, она обязана его отремонтировать, а при утрате обязана по требованию хозоргана предоставить соответствующий подвижной состав во временное бесплатное пользование, а по истечении 3-х месяцев передать подвижной состав взамен утраченного. При отсутствии у нее соответствующего подвижного состава она обязана возместить стоимость утраченного подвижного состава.
38. При вынесении решений о взыскании с железной дороги или грузоотправителя (грузополучателя) основной суммы иска (за исключением случаев взыскания штрафа и обратного взыскания штрафа, списанного дорогой в безакцептном порядке) арбитраж, руководствуясь ст. 179 Устава железных дорог, должен рассматривать вопрос о взыскании 3% годовых, независимо от того, были или нет заявлены истцом эти требования. В решении должно указываться, с какого времени производится начисление 3% годовых.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструктивные указания Госарбитража СССР от 29 марта 1968 г. N И-1-9 "О практике разрешения споров, возникающих из перевозок грузов по железной дороге" (извлечение)
Текст инструктивных указаний опубликован в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1979 г., N 8, в Систематизированном сборнике инструктивных указаний Государственного арбитража при Совете министров СССР, М., 1987
Текст инструктивных указаний с изменениями и дополнениями по состоянию на 18 мая 1983 г. опубликован в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1983 г., N 9
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Инструктивные указания Государственного арбитража СССР от 17 декабря 1984 г. N И-1-2