Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 6. Организация работы органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
6.1. К компетенции главы Управы по осуществлению опеки и попечительства в отношении детей относится издание распоряжений по следующим вопросам:
- о признании ребенка нуждающимся в государственной защите (в соответствии с настоящим Законом);
- о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;
- о направлении его в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- об опеке, попечительстве;
- о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законом;
- о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации; о разрешении совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом о порядке управления имуществом подопечного;
- о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку, нуждающемуся в государственной защите, прав или изменения объема указанных прав;
- о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;
- о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной защите, об обеспечении их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;
- о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
- о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;
- о признании несовершеннолетнего эмансипированным;
- издание иных правовых актов в отношении защиты прав несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством.
6.2. Глава Управы заключает договоры:
- о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;
- о доверительном управлении имуществом.
6.3. Глава Управы утверждает план по защите прав ребенка, внесение в него изменений и дополнений на основании результатов проверок его выполнения, утверждает заключение о пересмотре плана по защите прав ребенка с целью возврата ребенка родителям, рассматривает жалобы сторон - исполнителей плана по защите прав ребенка.
6.4. В соответствии с возложенными на них задачами уполномоченные службы (организации):
- организуют и осуществляют выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите, заключают договор о социальном патронате, организуют и проводят работу по социальному патронату;
Постановлением Правительства Москвы от 2 июля 2002 г. N 490-ПП региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определен Московский комитет образования
- проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;
- дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу установления и отмены усыновления (удочерения);
- осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;
- подбирают лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна, попечителя, патронатного воспитателя, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей, заключают договор о патронатном воспитании (социальном патронате) и осуществляют функции опекуна, попечителя в объеме, установленном в плане по защите прав ребенка и в соответствующем договоре;
- ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство, переданных на патронатное воспитание;
- в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;
- готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации;
- участвуют в заседаниях судов по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;
- осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;
- проводят обследование и готовят заключение об условиях жизни и воспитания ребенка;
- обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке и попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их имущества;
- осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на патронатное воспитание, усыновление, а при отсутствии такой возможности - в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;
См. Положение об образовательном учреждении для временного пребывания детей и подростков (приюте) в системе образования г.Москвы, утвержденное распоряжением первого заместителя премьера правительства Москвы от 24 ноября 1994 г. N 2279-РЗП
- ведут учет граждан Российской Федерации, проживающих на территории данного района, способных к выполнению обязанностей усыновителя;
- в установленном порядке готовят материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории данного района, а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);
- осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, патронатных воспитателей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, патронатными воспитателями, готовят проект договора о создании приемной семьи;
- проводят подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;
- оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям, патронатным воспитателям в воспитании и организации отдыха подопечных;
- дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;
- дают заключение о возможности объявления несовершеннолетних полностью дееспособным (эмансипированным);
- разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей в пределах своей компетенции;
- возбуждают в судах дела о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных статьей 27 Семейного кодекса Российской Федерации, об отмене усыновления и другие дела в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; дают заключения по данным вопросам;
- дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав;
- проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей;
- участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей в порядке, установленном статьей 66 Семейного кодекса Российской Федерации;
- осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;
- готовят документы для вынесения разрешения вступить в брак лицам, не достигшим совершеннолетия;
- привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;
- рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают необходимые меры.
6.5. Основанием для признания ребенка нуждающимся в государственной защите является отсутствие родительского попечения над ребенком либо распоряжение органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите. Порядок, в соответствии с которым производится обследование условий жизни и воспитания ребенка для признания его нуждающимся в государственной защите, утверждается Правительством Москвы.
К числу детей, нуждающихся в государственной защите, относятся дети:
- родители которых неизвестны;
- утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя;
- отобранные у родителей;
- родители которых ограничены в родительских правах;
- родители которых лишены родительских прав;
- безнадзорные дети;
- родители которых страдают длительными заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять воспитание и содержание детей;
- родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими);
- родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;
- другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите.
Ребенок признается нуждающимся в государственной защите в случае, если в отношении обоих или единственного родителя, законного представителя ребенка органом опеки и попечительства (уполномоченной службой (организацией) установлены основания, указанные во втором абзаце пункта 6.5..
В исключительных случаях, при отсутствии оснований для признания ребенка нуждающимся в государственной защите, установленных первым и вторым абзацами пункта 6.5, вопрос об отнесении ребенка к категории нуждающегося в государственной защите решается главой Управы как главой органа опеки и попечительства.
6.6. Ребенок, нуждающийся в государственной защите, может быть передан на воспитание в семью патронатного воспитателя уполномоченной службой (организацией) по патронату на основании договора о патронатном воспитании.
Ребенок, достигший возраста десяти лет, может быть передан на патронатное воспитание только с его согласия.
Договор о патронатном воспитании заключается между уполномоченной службой (организацией) по патронату и патронатным воспитателем, при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой (организацией) по патронату.
При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
Порядок организации патронатного воспитания детей, нуждающихся в государственной защите, устанавливается Правительством Москвы.
6.7. Над ребенком, нуждающимся в государственной защите и находящимся в семье, может быть установлен социальный патронат.
Договор о социальном патронате заключается между уполномоченной службой (организацией) по патронату, патронатным воспитателем и родителями при обязательном условии разграничения между ними прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка.
Порядок организации социального патроната над детьми, нуждающимися в государственной защите, устанавливается Правительством Москвы.
6.8. Патронат над ребенком может осуществляться до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет.
Срок патроната устанавливается в плане по защите прав ребенка и договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) индивидуально исходя из конкретных потребностей несовершеннолетнего. Патронат над ребенком может устанавливаться: краткосрочно - на срок от одного дня до шести месяцев; долгосрочно - от шести месяцев и более.
Помещение ребенка на долгосрочный патронат производится в случае, если не представляется возможным передать ребенка на усыновление. При передаче на усыновление ребенка, помещенного на патронатное воспитание в семью, преимущественное право усыновления этого ребенка предоставляется патронатному воспитателю, в семье которого воспитывается ребенок.
В случае отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, он может быть незамедлительно временно устроен в семью патронатного воспитателя до решения вопроса о дальнейшей форме его устройства.
6.9. Разграничение прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, - это распределение прав и обязанностей по законному представительству его интересов между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией) по патронату, патронатным воспитателем.
Основанием для разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка является постановление (распоряжение) главы Управы о признании ребенка нуждающимся в государственной защите или иные документы, подтверждающие отсутствие родительского попечения над этим ребенком.
Устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.
Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании. При этом на патронатного воспитателя не могут быть возложены:
- полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание);
- полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;
- решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации.
Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние граждане Российской Федерации обоего пола, за исключением:
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
- лиц, отстраненных от обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
- лиц, не имеющих на момент заключения договора о патронатном воспитании постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
- лиц, имеющих на момент заключения договора о патронате судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.
Лицо, изъявившее желание стать патронатным воспитателем, обязано пройти специальную подготовку. Специальная подготовка и обследование семьи данного лица осуществляются уполномоченной службой (организацией) по патронату в индивидуально определяемый для него срок.
6.10. Уполномоченная служба (организация) по патронату - это:
- структурное подразделение органа опеки и попечительства, на которое органом опеки и попечительства возложены функции в соответствии с настоящим Законом;
- воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения и другое аналогичное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которое органом опеки и попечительства возложены функции по патронату по согласованию с органом, в ведении которого находится данное учреждение.
6.11. Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации) по патронату, патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) в соответствии с действующим законодательством, планом по защите прав ребенка.
Родители имеют право на участие в составлении плана по защите прав ребенка, на добровольное заключение договора о разграничении прав и обязанностей по защите прав их ребенка между ними и органом опеки и попечительства.
План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком.
Уполномоченная служба (организация) по патронату обязана исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате), плане по защите прав ребенка.
Патронатный воспитатель обязан отвечать за жизнь и здоровье ребенка, переданного на воспитание в его семью, выполнять условия договора о патронатном воспитании.
Патронатный воспитатель, уполномоченная служба (организация) по патронату совместно определяют способы воспитания и форму обучения ребенка с учетом его мнения. Окружное управление образования оказывает содействие в устройстве ребенка в образовательные учреждения и при необходимости в воспитании и образовании ребенка.
Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации) по патронату, а также родителей (законных представителей) ребенка.
В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы города Москвы и Московской области договор о патронатном воспитании расторгается.
6.12. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) по патронату в виде регулярных посещений ребенка.
Устанавливается следующий порядок проведения посещений: 1 раз в месяц в течение первых трех месяцев после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в три месяца в течение первого года после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в полгода.
Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье.
6.13. В течение действия договора о патронатном воспитании патронатный воспитатель несет ответственность за нарушение прав и законных интересов ребенка в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.