4 августа, 12 ноября 1981 г., 12 ноября 1986 г.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР с удовлетворением отмечают, что под руководством Коммунистической партии в нашей стране совершена невиданная по глубине и размаху культурная революция.
В решении этой великой задачи выдающаяся роль принадлежит советской школе. Впервые в истории человечества создана подлинно демократическая система просвещения, обеспечивающая гражданам реальную возможность получения среднего и высшего образования. Все народы Советского Союза имеют школу на родном языке, повсеместно введено всеобщее обязательное восьмилетнее обучение, возрастает число молодых рабочих и колхозников, обучающихся без отрыва от производства.
Вместе с тем следует отметить, что уровень учебной и воспитательной работы общеобразовательной школы все еще не отвечает возросшим требованиям жизни.
Министерства просвещения (народного образования) союзных республик не принимают должных мер по преодолению образовавшегося несоответствия учебных планов и программ современному уровню знаний, устранению перегрузки школьников обязательными учебными занятиями, что отрицательно сказывается на глубине, прочности знаний учащихся, на их здоровье.
Серьезные недостатки имеют место в воспитательной работе. Многие руководители школ и учителя недостаточно используют один из важнейших принципов советской педагогики - воспитание учащихся в коллективе и через коллектив с учетом их индивидуальных особенностей.
Крупные недостатки имеются в подготовке и повышении квалификации учителей и других работников просвещения. Школы, особенно сельские, все еще не полностью обеспечены учителями с соответствующим образованием.
Важнейшая роль в решении задач образования и коммунистического воспитания молодежи должна принадлежать педагогической науке. Однако научно-исследовательские педагогические учреждения страны медленно разрабатывают узловые, жизненно важные проблемы народного образования. Огромный и разносторонний опыт, накопленный советской школой, своевременно не анализируется и глубоко не обобщается. Педагогические исследования в масштабе страны почти не координируются.
Нуждается в серьезном укреплении учебно-материальная база школ. Между тем средства, выделяемые на эти цели, в ряде республик, краев и областей своевременно и полностью не осваиваются. Органы народного образования и здравоохранения не уделяют достаточного внимания соблюдению санитарно-гигиенического режима школ.
Партийные организации, Советы депутатов трудящихся, комсомольские и профсоюзные организации все еще недостаточно оказывают помощь органам народного образования в организации обучения и воспитания детей, улучшении совместной работы школы, семьи и общественности, повышении педагогической культуры населения.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР обращают внимание партийных, советских, комсомольских и профсоюзных организаций на то, что в условиях бурного научно-технического и социального прогресса, как никогда, возрастает роль школы, которая должна обеспечивать всестороннее развитие подрастающих поколений, достойных строителей коммунистического общества. Интересы развития производительных сил и дальнейшего роста культуры народа настоятельно требуют значительного повышения качества знаний учащихся, лучшей подготовки их к общественно полезному труду.
В соответствии с решениями XXIII съезда Коммунистической партии Советского Союза в области образования и коммунистического воспитания молодежи ЦК КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют:
1. Признать, что советская школа и впредь должна развиваться как общеобразовательная, трудовая, политехническая. Ее главными задачами являются вооружение учащихся прочными знаниями основ наук, формирование у них высокой коммунистической сознательности, подготовки молодежи к жизни, к сознательному выбору профессии. Связывая всю воспитательную работу с жизнью, школа должна вооружать учащихся пониманием законов общественного развития, воспитывать школьников на революционных и трудовых традициях советского народа; развивать у них высокое чувство советского патриотизма, воспитывать готовность к защите социалистической Родины; раскрывать значение братского единства всех народов Советского Союза, их дружбы с трудящимися социалистических стран, воспитывать школьников в духе солидарности со всеми народами, ведущими борьбу против колониализма и власти капитала, за свободу и национальную независимость; решительно бороться с проникновением буржуазной идеологии в сознание учащихся, с проявлениями чуждой морали. Школа призвана осуществлять эстетическое воспитание учащихся, играющее большую роль в их идейном и нравственном формировании, а также физическое развитие и укрепление здоровья школьников.
2. Считать важнейшей задачей партийных и советских органов в области народного просвещения осуществление в основном к 1970 году в стране всеобщего среднего образования для подрастающего поколения.
Советам Министров союзных республик, Министерству просвещения СССР и отраслевым министерствам и ведомствам обеспечить в соответствии с заданиями народнохозяйственного плана на 1966 - 1970 годы развитие по годам пятилетки сети общеобразовательных школ и рост контингента учащихся в них, а также безусловное выполнение плановых заданий по строительству школ и укрепление их учебно-материальной базы.
3. В целях дальнейшего совершенствования среднего образования, создания необходимой стабильности в работе школы, последовательного осуществления принципов политехнического обучения и трудового воспитания обязать Министерство просвещения СССР и министерства просвещения (народного образования) союзных республик ввести научно обоснованные учебные планы и программы, имея при этом в виду:
приведение содержания образования в соответствие с требованиями развития науки, техники и культуры;
установление преемственности в изучении основ наук с I по X (XI) класс, более рациональное распределение учебных материалов по годам обучения, начало систематического преподавания основ наук с четвертого года обучения (сохраняя действующие условия оплаты труда учителей I - IV классов);
преодоление перегрузки учащихся путем освобождения учебных программ и учебников от излишней детализации и второстепенного материала.
Обязать Министерство просвещения СССР, министерства просвещения (народного образования) союзных республик приступить к планомерному и организованному переводу средней школы на новые учебные планы и программы с 1966/67 учебного года и завершить его в основном не позднее 1970/71 учебного года; обеспечить своевременную подготовку стабильных школьных учебников в полном соответствии с программами и в строго заданных объемах.
4. Принять за основу подготовленные Академией наук СССР и Академией педагогических наук рекомендации об учебных планах и программах школ и установить в типовом учебном плане школы следующее максимальное количество обязательных часов, включая занятия по труду, физической культуре и искусству:
для I - IV классов - 24 часа в неделю;
для V - X (XI) классов - 30 часов в неделю.
В национальных школах РСФСР и школах других союзных республик с десятилетним сроком обучения допускать увеличение учебной нагрузки против указанных выше норм до двух-трех часов в неделю в каждом классе.
Для углубления знаний по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, а также развития разносторонних интересов и способностей учащихся проводить в школах, начиная с VII класса, факультативные занятия по выбору учащихся. Общее количество оплачиваемых часов по новым учебным планам не должно превышать числа часов, установленного действующими учебными планами.
5. Для улучшения условий проведения учебных занятий установить следующую предельную наполняемость классов в общеобразовательных школах: I - VIII классы - 40 учащихся, IX - X (XI) классы - 35 учащихся. Разрешить в сельских национальных школах провести постепенно в течение ближайших пяти лет деление - IV - X (XI) классов с числом учащихся свыше 25 человек для изучения русского языка на две подгруппы.
6. В целях улучшения политехнического обучения школьников, подготовки их к общественно полезному труду обязать партийные, советские, комсомольские и профсоюзные организации, руководителей промышленных предприятий, строек, колхозов и совхозов оказывать школам всемерную помощь в организации трудового воспитания учащихся, в создании учебно-материальной базы, выделении необходимых специалистов. Систематически проводить в восьмилетних и средних школах профессиональную ориентацию школьников путем ознакомления их с различными отраслями народного хозяйства и культуры, предприятиями, колхозами, совхозами и учреждениями, наиболее распространенными профессиями.
7. Учитывая положительный опыт, накопленный школами, считать возможным иметь некоторое количество средних школ и классов с углубленным теоретическим и практическим изучением в IX - X (XI) классах математики и вычислительной техники, физики и радиоэлектроники, химии и химической технологии, биологии и агробиологии, гуманитарных предметов и т.п. Открывать такие школы и классы в каждом отдельном случае по решению министерства просвещения (народного образования) союзной республики.
8. Министерству просвещения СССР, Академии педагогических наук СССР совместно с министерствами просвещения (народного образования) союзных республик разработать мероприятия по улучшению обучения и воспитания школьников, повышению ответственности руководителей школ и учителей за качество знаний учащихся; в шестимесячный срок внести в Совет Министров СССР проект нового Положения о награждении медалями оканчивающих средние общеобразовательные школы, в котором предусмотреть также введение похвальных грамот для награждения выпускников средних школ, показавших особые успехи по отдельным предметам учебного плана школы.
9. Утратил силу.
См. текст пункта 9
10. Министерству просвещения СССР, министерствам просвещения (народного образования) союзных республик, Академии наук СССР, Академии педагогических наук СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР и Комитету по печати при Совете Министров СССР:
принять меры к созданию стабильных высококачественных школьных учебников, учебных пособий для учащихся и методических руководств для учителей, привлекая к их написанию ведущих ученых и опытных учителей;
особое внимание обратить на разработку и издание учебных пособий (плакатов, альбомов, диафильмов и т.п.) по вопросам воспитания коммунистической морали, интернациональной дружбы и братской солидарности народов мира;
внести в трехмесячный срок в Совет Министров СССР предложения по материальному стимулированию крупных ученых и специалистов - авторов школьных учебников, а также по значительному улучшению качества художественного оформления и полиграфического исполнения учебников, особенно для младших классов.
11. Органам народного образования улучшить работу школы по воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. Необходимо, чтобы каждая школа стала организующим центром воспитательной работы с детьми в районе своей деятельности. Директора школ и учителя, предъявляя строгие требования к учащимся, обязаны вместе с тем проявлять глубокое уважение к школьникам.
Ввести в штаты средних школ должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми (на правах заместителя директора школы) вместо должности заместителя директора по производственному обучению.
12. Обязать партийные и советские органы повысить требовательность к отделам народного образования, директорам школ, физкультурным, комсомольским организациям и организациям ДОСААФ за состояние и качество физического воспитания и оборонно-спортивной работы с учащимися.
13. Придавая большое значение эстетическому воспитанию учащихся, поручить Министерству просвещения СССР, Министерству культуры СССР, Комитету по кинематографии при Совете Министров СССР, Комитету по печати при Совете Министров СССР и творческим союзам разработать мероприятия по улучшению этого дела. Предусмотреть, в частности: выпуск кинофильмов, подготовку новых спектаклей для школьников; увеличение количества детских спектаклей и киносеансов в выходные дни и в дни школьных каникул; издание школьной серии избранных классических произведений и лучших произведений советских и зарубежных писателей; выпуск фонохрестоматий и репродукции лучших художественных произведений; организацию целевых концертов для школьников; привлечение специалистов и творческих работников в области искусства для учебной и внеклассной работы с детьми.
14. Обязать Министерство просвещения СССР, Министерство культуры СССР, Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР, ВЦСПС, Всесоюзное общество "Знание" принять меры по коренному улучшению печатной и устной пропаганды педагогических знаний среди родителей и населения. Создавать в школах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, клубах, Домах и Дворцах культуры университеты, лектории педагогических знаний. Академии педагогических наук СССР разработать программу-минимум педагогических знаний для родителей и необходимые пособия.
15. Считать важнейшей задачей ЦК ВЛКСМ значительное улучшение руководства школьными комсомольскими и пионерскими организациями, повышение уровня их работы. Сосредоточить внимание комсомольских и пионерских организаций школ на воспитании у учащихся идейной убежденности, любви к знаниям, труду, развитии инициативы и самодеятельности. Разработать мероприятия по организации работы с детьми по месту их жительства.
Принять меры к обеспечению школ старшими пионерскими вожатыми, организовать совместно с Министерством просвещения СССР подготовку пионерских работников.
16. Партийным, профсоюзным, комсомольским организациям промышленных предприятий, строек, колхозов, совхозов, учреждений и организаций постоянно поддерживать связь со школами, где учатся дети их работников, интересоваться условиями воспитания школьников в семье. Практиковать обсуждение вопросов воспитания детей на партийных, профсоюзных и комсомольских собраниях, активнее помогать семье и школе, оказывать воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию своих детей. Считать целесообразным иметь на промышленных предприятиях, стройках, в учреждениях, колхозах и совхозах комиссии или советы содействия семье и школе в деле воспитания подрастающего поколения.
17. Исходя из того, что дело дальнейшего совершенствования народного образования зависит прежде всего от учителя, его научной и методической квалификации, идейно-политического и культурного кругозора, ЦК КПСС и Совета Министров СССР обращают внимание на необходимость создания надлежащих условий для успешной работы учителей, систематического повышения их квалификации, безусловного выполнения законов об охране труда, льготах и преимуществах для работников просвещения. Постоянная забота об авторитете учителя, о наиболее правильном использовании его труда для обучения и воспитания молодежи должна быть делом всех партийных, советских, комсомольских и профсоюзных органов.
18. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Министерству просвещения СССР совместно с Госпланом СССР и министерствами просвещения (народного образования) союзных республик при разработке годовых народнохозяйственных планов определять по каждой союзной республике контингенты приема в педагогические высшие и средние специальные учебные заведения с учетом удовлетворения фактической потребности в учителях.
При этом предусмотреть подготовку в необходимых количествах учителей музыки и пения, изобразительного искусства, физического воспитания, черчения и труда в педагогических училищах, на соответствующих факультетах педагогических институтов и в специальных средних и высших учебных заведениях.
19. В целях создания более благоприятных материально-технических условий для работы школ обязать Госплан СССР, Госстрой СССР, министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик предусматривать в сводных сметах вновь строящихся промышленных предприятий и ведомственных жилых массивов сооружение зданий общеобразовательных школ за счет капитальных вложений соответствующей отрасли.
Установить, что строительство школ в сельской местности должно производиться в комплексе с квартирами для учителей, а восьмилетних и средних школ, как правило, и с интернатом для учащихся, проживающих в отдаленных от школы населенных пунктах. На строительство интернатов и домов для учителей выделять средства целевым назначением за счет общих ассигнований на жилищное строительство.
Определить, что школьный жилой фонд принадлежит органам народного образования и не подлежит заселению лицами, не работающими в школе.
20. Учитывая широкий размах инициативного строительства школ колхозами и другими кооперативными организациями, Госплану СССР и Государственному комитету Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению выделять для этих строек фонды на материалы и оборудование на общих основаниях со школами, возводимыми за счет государственных капитальных вложений.
21. Поручить Госстрою СССР обеспечить в течение 1967 - 1968 годов разработку и утверждение по согласованию с Советами Министров союзных республик более экономичных и совершенных проектов зданий школ с учетом климатических поясов и организации продленного дня для части учащихся.
Установить, что вновь строящиеся школьные здания должны сдаваться в эксплуатацию к началу учебного года.
22. Для оказания государственной помощи в получении образования детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из многодетных семей определить на предстоящее пятилетие контингенты воспитанников в школах-интернатах обычного типа и школьных детских домах на уровне 1965 года. Расширить сеть школ-интернатов для детей с недостатками умственного и физического развития, нервнобольных детей, а также сеть санаторно-лесных школ.
23. Партийным, советским, комсомольским и профсоюзным организациям и хозяйственным руководителям всемерно содействовать шефству промышленных предприятий, строек, колхозов, совхозов, учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских институтов, общественных организаций над школами для оказания им помощи в укреплении материальной базы и воспитании учащихся.
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 12 ноября 1981 г. N 1088 второй абзац пункта 23 настоящего постановления признан утратившим силу в части направления сверхплановых накоплений на строительство школ
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 августа 1981 г. N 749 второй абзац пункта 23 настоящего постановления признан утратившим силу в части передачи оборудования и материалов школам
Разрешить промышленным, сельскохозяйственным и другим предприятиям и организациям безвозмездно передавать школам оборудование и материалы, а также производить расходы на строительство, ремонт и оборудование общеобразовательных школ за счет сверхплановых накоплений.
24. Учитывая, что производство учебного оборудования и снабжение им школ находится в неудовлетворительном состоянии, поручить Министерству просвещения СССР, Госплану СССР, Совету Министров РСФСР и Государственному комитету Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению в шестимесячный срок представить в Совет Министров СССР предложения по коренному улучшению производства наглядных пособий и оборудования для классов, лабораторий и учебных мастерских и снабжения ими школ, предусмотрев при этом дальнейшее развитие специализированных предприятий для этой цели.
25. Разрешить Комитету по кинематографии при Совете Министров СССР выдавать бесплатно школам по согласованию с Министерством просвещения СССР, министерствами просвещения (народного образования) союзных республик и Министерством финансов СССР узкопленочные научно-популярные, хроникально-документальные и художественные фильмы, а также передавать фильмотекам отделов народного образования с баланса на баланс узкопленочные фильмы, имеющие образовательное и воспитательное значение. Организовать выпуск новой портативной киноаппаратуры, приспособленной к условиям работы школ.
Комитету по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР создать при Центральном телевидении и телевидении союзных республик студии учебных телепередач для общеобразовательных школ.
26. Современный этап развития общеобразовательной школы настоятельно требует повышения научного уровня руководства школами, укрепления инспекторского состава органов народного образования, в особенности районных отделов.
Поручить Министерству просвещения СССР, Министерству финансов СССР и Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы в шестимесячный срок разработать и представить в Совет Министров СССР предложения о численном составе и условиях оплаты инспекторов в органах народного образования в зависимости от количества подлежащих инспектированию учебных заведений и учителей, а также географических особенностей районов.
Местным партийным органам оказывать помощь отделам народного образования в выдвижении на инспекторскую работу авторитетных руководителей школ, учителей, специалистов, хорошо знающих школьное дело, умеющих распространять положительный опыт работы.
27. Поручить Министерству просвещения СССР в шестимесячный срок разработать и внести в Совет Министров СССР проект Устава средней общеобразовательной школы.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР призывают все партийные, советские, комсомольские и профсоюзные организации проявлять неустанное внимание к школе и заботу о ней, памятуя о том, что коммунистическое воспитание молодого поколения, дальнейшее развитие общеобразовательной школы являются делом всей партии, всего советского народа.
Секретарь Центрального Комитета КПСС |
Л.Брежнев |
Председатель Совета Министров |
А.Косыгин |
Москва, Кремль.
10 ноября 1966 г.
N 874
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 10 ноября 1966 г. N 874 "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы"
Текст постановления опубликован в СП СМ СССР, 1966 г., N 23, ст. 205
Постановлением Правительства России от 3 февраля 2020 г. N 80 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 21 февраля 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 августа 1988 г. N 953
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 12 ноября 1986 г. N 1350
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 12 ноября 1981 г. N 1088
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 августа 1981 г. N 749