Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства РФ от 4 августа 1999 г. N 900 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов"

 

В соответствии со статьей 54 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о дипломировании членов экипажей морских судов.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

С.Степашин

 

Москва

4 августа 1999 г.

N 900

 

Положение
о дипломировании членов экипажей морских судов
(утв. постановлением Правительства РФ от 4 августа 1999 г. N 900)

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение разработано на основании Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года и поправок к этой Конвенции 1995 года (далее именуется - Конвенция 1978 года).

В соответствии с положениями Конвенции 1978 года предусматривается переход от присвоения званий для лиц командного состава к выдаче членам экипажей морских судов дипломов, квалификационных свидетельств и специальных свидетельств специалиста.

2. Членам экипажей морских судов, за исключением судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов, выдаются следующие виды дипломов, квалификационных и специальных свидетельств специалиста:

а) дипломы:

судоводителей:

капитана;

старшего помощника капитана;

вахтенного помощника капитана;

капитана судов прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500;

вахтенного помощника капитана судов прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500;

судовых механиков:

первого разряда;

второго разряда;

третьего разряда;

судовых электромехаников:

первого разряда;

второго разряда;

третьего разряда;

судовых радиоспециалистов:

радиоэлектроника первого класса Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (далее именуется - ГМССБ);

радиоэлектроника второго класса ГМССБ;

оператора ГМССБ;

оператора ограниченного района ГМССБ;

радиооператора первого класса;

радиооператора второго класса;

оператора-радиотелефониста;

судового врача;

б) квалификационные свидетельства для лиц рядового состава:

матроса;

моториста;

токаря-моториста;

электрика;

в) специальные свидетельства специалиста для лиц командного и рядового состава, выдаваемые в соответствии с требованиями Конвенции 1978 года.

3. Дипломы, квалификационные и специальные свидетельства специалиста выдаются капитанами морских торговых портов, входящих в перечень, утвержденный Министерством транспорта Российской Федерации, лицам не моложе 18 лет, имеющим соответствующее морское образование, стаж работы на морских судах, годным по состоянию здоровья и прошедшим испытания, проводимые квалификационными комиссиями по программам, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации. От указанных испытаний в течение одного года после окончания учебы освобождаются выпускники морских учебных заведений.

4. Квалификационные комиссии создаются капитанами морских торговых портов и возглавляются ими или их заместителями.

Правила образования квалификационных комиссий, проведения испытаний, выдачи дипломов, квалификационных и специальных свидетельств специалиста и подтверждений, удостоверяющих выдачу дипломов и квалификационных свидетельств, устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

5. Дипломы, квалификационные и специальные свидетельства специалиста выдаются:

а) гражданам Российской Федерации;

б) иностранным гражданам, окончившим морские учебные заведения Российской Федерации;

в) иностранным гражданам, работающим или работавшим на судах под Государственным флагом Российской Федерации;

г) иностранным гражданам в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации с другими государствами - участниками Конвенции 1978 года по вопросам подготовки и дипломирования моряков.

6. Выдача дипломов и квалификационных свидетельств лицам, имеющим военно-морское образование, производится в соответствии с настоящим Положением и правилами, установленными Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

7. Правила выдачи дипломов лицам командного состава морских судов при плавании во внутренних водах, в пределах защищенных вод или в непосредственной к ним близости либо в районах действия портовых правил, а также дипломов и квалификационных свидетельств, не указанных в пункте 2 настоящего Положения, устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

8. Дипломы, выданные капитанам и другим членам экипажей морских судов, считаются действительными при наличии выдаваемых капитанами морских торговых портов подтверждений, удостоверяющих выдачу таких дипломов.

9. Лица, имеющие квалификационные свидетельства матроса, моториста, токаря-моториста и электрика, допускаются к выполнению обязанностей члена экипажа по несению вахты на ходовом мостике или в машинном помещении.

10. Капитан, помощники капитана, судовые механики и судовые электромеханики могут не иметь специальных свидетельств специалиста по спасательным шлюпкам и плотам, по борьбе с пожаром, так как обучение этим специальностям включается в программы подготовки лиц командного состава морских судов.

11. В исключительных случаях, если это не создает опасности для людей, имущества или окружающей среды, по решению капитана морского торгового порта лицам командного состава морских судов может быть выдано на ограниченный срок льготное разрешение на право занять должность на категорию выше, чем это позволяет диплом (далее именуется - льготное разрешение).

Льготное разрешение на право занять должность капитана или старшего механика выдается лишь при чрезвычайных обстоятельствах на максимально короткий срок.

Если лицо не имеет диплома, льготное разрешение может быть выдано на занятие самой низшей должности, требующей наличия диплома.

Льготные разрешения выдаются на срок не более 6 месяцев при наличии у специалиста достаточной квалификации и опыта для выполнения требований по безопасности мореплавания.

Руководители организаций морского транспорта и капитаны морских судов не имеют права допускать к работе, которую должны выполнять лица, имеющие диплом, квалификационное или специальное свидетельство специалиста либо льготное разрешение, лиц без наличия таких документов.

Информация о выдаче льготных разрешений ежемесячно представляется капитанами морских торговых портов в Министерство транспорта Российской Федерации.

12. Лица, имеющие выданный до утверждения настоящего Положения диплом капитана, помощника капитана, судового механика, судового электромеханика и судового радиоспециалиста морских судов (кроме лиц, отвечающих требованиям ГМССБ), могут работать на судах до истечения срока действия подтверждения, удостоверяющего выдачу диплома, но не более чем до 1 февраля 2002 г.

Для продолжения работы на судах после 31 января 2002 г. указанные лица должны пройти обучение на курсах повышения квалификации по программам, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.

Лица, исполняющие обязанности судовых радиоспециалистов ГМССБ, после 31 января 1999 г. должны иметь диплом, отвечающий требованиям ГМССБ, выданный от имени или признаваемый российской морской администрацией на основании положений Регламента радиосвязи.

Капитаны морских торговых портов могут до 1 февраля 2002 г. выдавать подтверждения, удостоверяющие выдачу дипломов лицам командного состава морских судов, по правилам, действовавшим до утверждения настоящего Положения, на срок не более чем до 1 февраля 2002 г.

13. Дипломы, подтверждения, удостоверяющие их выдачу, квалификационные и специальные свидетельства специалиста могут быть изъяты, аннулированы или действие их приостановлено в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации, в случаях прямой угрозы человеческой жизни, сохранности имущества, причинения ущерба морской окружающей среде вследствие некомпетентности или ненадлежащего исполнения членами экипажей морских судов своих обязанностей.

14. Признание дипломов капитанов и лиц командного состава, выданных иностранным государством - участником Конвенции 1978 года, осуществляется путем выдачи подтверждений по правилам, установленным Министерством транспорта Российской Федерации.

 

II. Требования для получения дипломов

 

Дипломы судоводителей

 

15. Для получения диплома вахтенного помощника капитана необходимо иметь:

а) стаж плавания на самоходных судах в составе палубной команды в соответствии с планами учебных заведений по программам, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации, не менее 12 месяцев, в том числе не менее 6 месяцев с выполнением обязанностей по несению вахты на ходовом мостике самоходных судов валовой вместимостью 500 и более под руководством капитана, дипломированного специалиста или квалифицированного руководителя практики. Прохождение практики должно фиксироваться в книге регистрации по форме, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации;

б) диплом судового радиоспециалиста;

в) свидетельство, выданное учебным заведением или сертифицированным учебным центром, о прохождении тренажерной подготовки по программам "Радиолокационное наблюдение и прокладка" и "Использование системы автоматизированной радиолокационной прокладки".

16. Для получения диплома старшего помощника капитана необходимо иметь:

а) диплом вахтенного помощника капитана;

б) диплом судового радиоспециалиста;

в) стаж работы на самоходных судах не менее 18 месяцев с выполнением обязанностей вахтенного помощника капитана, в том числе не менее 12 месяцев на самоходных судах валовой вместимостью не менее 500.

17. Для получения диплома капитана необходимо иметь:

а) диплом старшего помощника капитана;

б) диплом судового радиоспециалиста;

в) стаж работы не менее 18 месяцев в должности старшего помощника капитана на самоходных судах валовой вместимостью 500 и более.

18. Для получения диплома вахтенного помощника капитана судов прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500 необходимо иметь:

а) стаж плавания на самоходных судах не менее 12 месяцев, в том числе не менее 6 месяцев с выполнением обязанностей по несению вахты на ходовом мостике под руководством капитана, дипломированного специалиста или квалифицированного руководителя практики;

б) диплом судового радиоспециалиста;

в) тренажерную подготовку по программе "Радиолокационное наблюдение и прокладка".

19. Для получения диплома капитана судов прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500 необходимо иметь:

а) диплом вахтенного помощника капитана или вахтенного помощника капитана судов валовой вместимостью менее 500;

б) диплом судового радиоспециалиста;

в) стаж работы на самоходных судах в должности помощника капитана не менее 24 месяцев.

20. Лицам, имеющим дипломы судоводителей, может быть разрешено:

а) вахтенному помощнику капитана - занимать должность вахтенного помощника капитана на любых судах или должность старшего помощника капитана на судах прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500;

б) старшему помощнику капитана - занимать должности до старшего помощника капитана включительно на любых судах;

в) капитану - занимать должности до капитана включительно на любых судах, в том числе на судах прибрежного плавания;

г) вахтенному помощнику капитана судов прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500 - занимать должность вахтенного помощника капитана на судах прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500 или должность старшего помощника капитана на этих судах при наличии документа, подтверждающего стаж работы на самоходных судах не менее 12 месяцев с выполнением обязанностей вахтенного помощника капитана;

д) капитану судов прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500 - занимать должность капитана на судах прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500.

Прибрежным плаванием считается плавание в одном направлении вдоль побережья Российской Федерации по кратчайшему пути менее 250 морских миль от пункта отхода и удалением от берега до 50 морских миль.

 

Дипломы судовых механиков

 

21. Для получения диплома судового механика третьего разряда необходимо иметь стаж плавания не менее 8 месяцев на самоходных судах в составе машинной команды с выполнением обязанностей по обслуживанию судовых технических средств и свидетельство о прохождении производственной практики по судоремонту в соответствии с планами учебных заведений по программам, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации. Прохождение практики должно фиксироваться в книге регистрации по форме, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации.

22. Для получения диплома судового механика второго разряда необходимо иметь стаж работы не менее 24 месяцев на самоходных судах с дипломом судового механика третьего разряда и выполнением обязанностей вахтенного механика, в том числе не менее 12 месяцев на судах с главными двигателями общей мощностью не менее 750 кВт.

23. Для получения диплома судового механика первого разряда необходимо иметь стаж работы не менее 24 месяцев на самоходных судах с дипломом судового механика второго разряда и выполнением обязанностей старшего механика на судах с главными двигателями общей мощностью 750 кВт и более и/или с выполнением обязанностей второго механика на судах с главными двигателями общей мощностью 3000 кВт и более.

24. Лицам, имеющим диплом судового механика, может быть разрешено:

а) судовому механику третьего разряда:

занимать должности до старшего механика включительно на судах с главными двигателями общей мощностью менее 750 кВт;

занимать должность второго механика на судах с главными двигателями общей мощностью менее 3000 кВт при наличии документа, подтверждающего стаж работы не менее 12 месяцев с выполнением обязанностей вахтенного механика на судах с главными двигателями общей мощностью 750 кВт и более, в том числе не менее 8 месяцев в должности третьего механика;

занимать должности до третьего механика включительно на любых судах;

б) судовому механику второго разряда:

занимать должность старшего механика на судах с главными двигателями общей мощностью менее 3000 кВт при наличии документа, подтверждающего стаж работы не менее 12 месяцев в должности второго механика на судах с главными двигателями общей мощностью 750 кВт и более;

занимать должности до второго механика включительно на любых судах;

в) судовому механику первого разряда - занимать любую должность по специальности на любых судах.

 

Дипломы судовых электромехаников

 

25. Для получения диплома судового электромеханика третьего разряда необходимо иметь стаж плавания не менее 8 месяцев на самоходных судах в составе машинной команды с выполнением обязанностей по обслуживанию судового электрооборудования и пройти производственную практику по судоремонту в соответствии с планами учебных заведений по программам, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации.

26. Для получения диплома судового электромеханика второго разряда необходимо иметь стаж работы не менее 24 месяцев на самоходных судах с электрооборудованием мощностью 750 кВт и более с дипломом судового электромеханика третьего разряда в должности электромеханика.

27. Для получения диплома судового электромеханика первого разряда необходимо иметь стаж работы не менее 24 месяцев на самоходных судах с электрооборудованием мощностью 1500 кВт и более с дипломом судового электромеханика второго разряда в должности электромеханика.

28. Лицам, имеющим диплом судового электромеханика, может быть разрешено:

а) судовому электромеханику третьего разряда занимать должность:

электромеханика на судах, не имеющих гребных электродвигателей, с электрооборудованием мощностью менее 3500 кВт;

второго электромеханика на судах с гребными электродвигателями общей мощностью менее 3000 кВт при наличии документа, подтверждающего стаж работы не менее 12 месяцев с выполнением обязанностей третьего электромеханика на судах с гребными электродвигателями общей мощностью 750 кВт и более;

второго электромеханика на судах, не имеющих гребных электродвигателей;

до третьего электромеханика включительно на любых судах;

б) судовому электромеханику второго разряда занимать должность:

старшего электромеханика на судах с гребными электродвигателями мощностью менее 3000 кВт при наличии документа, подтверждающего стаж работы не менее 12 месяцев с выполнением обязанностей второго электромеханика на судах с гребными электродвигателями общей мощностью 750 кВт и более;

старшего электромеханика на судах, не имеющих гребных электродвигателей, с электрооборудованием мощностью менее 5000 кВт;

до второго электромеханика включительно на любых судах;

в) судовому электромеханику первого разряда занимать любую должность по специальности на любых судах.

 

Дипломы судовых радиоспециалистов

 

29. Для получения диплома судового оператора-радиотелефониста необходимо пройти подготовку в морском учебном заведении или учебном центре по этой специальности в соответствии с учебным планом.

30. Для получения диплома судового радиооператора второго класса необходимо иметь:

высшее или среднее морское специальное образование;

стаж работы на судах не менее 6 месяцев с выполнением работы по специальности, включая учебную практику.

31. Для получения диплома судового радиооператора первого класса необходимо иметь:

диплом судового радиооператора второго класса;

стаж работы на судах с выполнением работы радиоспециалиста для лиц со средним образованием не менее 18 месяцев, с высшим образованием - не менее 12 месяцев.

32. Для получения диплома судового оператора ограниченного района ГМССБ необходимо иметь высшее или среднее морское специальное образование по специальности судоводителя и пройти подготовку в учебно-тренажерном центре ГМССБ в соответствии с учебным планом.

33. Для получения диплома судового оператора ГМССБ необходимо иметь:

высшее или среднее морское специальное образование по специальности судоводителя;

стаж работы на судах не менее 6 месяцев с выполнением работы по специальности, связанной с оперативной радиосвязью, и пройти подготовку в учебно-тренажерном центре ГМССБ в соответствии с учебным планом.

34. Для получения диплома судового радиоэлектроника второго класса ГМССБ необходимо:

а) для лиц с высшим морским радиотехническим образованием:

иметь стаж работы на судах не менее 6 месяцев в должности радиооператора либо начальника радиостанции или пройти учебно-производственную практику на судах по специальности радиооператора в течение 6 месяцев;

пройти подготовку в учебно-тренажерном центре ГМССБ в соответствии с учебным планом;

б) для лиц со средним морским радиотехническим образованием:

иметь стаж работы на судах не менее 24 месяцев в должности начальника радиостанции;

пройти подготовку в учебно-тренажерном центре ГМССБ в соответствии с учебным планом и обучение на специальных курсах повышения квалификации при высшем морском учебном заведении в соответствии с учебным планом.

35. Для получения диплома судового радиоэлектроника первого класса ГМССБ необходимо иметь:

диплом о высшем морском радиотехническом образовании;

диплом судового радиоэлектроника второго класса ГМССБ;

стаж работы не менее 24 месяцев на судах, оборудованных аппаратурой ГМССБ, с выполнением работы по специальности.

36. Лицам, имеющим дипломы судовых радиоспециалистов, разрешается:

а) судовому оператору-радиотелефонисту занимать должность оператора-радиотелефониста на судах валовой вместимостью менее 300, оборудованных радиотелефонной установкой;

б) судовому радиооператору второго класса занимать должность по специальности на судах валовой вместимостью менее 300;

в) судовому радиооператору первого класса занимать любую должность по специальности на судах валовой вместимостью менее 300;

г) судовому радиоэлектронику второго класса ГМССБ занимать должность помощника капитана по радиоэлектронике на грузовых судах валовой вместимостью до 20000 и пассажирских судах вместимостью до 250 пассажиров, оборудованных в соответствии с требованиями ГМССБ;

д) судовому радиоэлектронику первого класса ГМССБ занимать должность помощника капитана по радиоэлектронике на любых грузовых и пассажирских судах, оборудованных в соответствии с требованиями ГМССБ.

 


Постановление Правительства РФ от 4 августа 1999 г. N 900 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов"


Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 12 августа 1999 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 августа 1999 г., N 33, ст. 4119


Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2012 г. N 653 настоящее постановление признано утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2002 г. N 659