Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе земельного кадастра России.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1056 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по земельной политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 40, ст.4853).
Председатель Правительства |
М. Касьянов |
Москва
11 января 2001 г.
N 22
Положение
о Федеральной службе земельного кадастра России
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 января 2001 г. N 22)
1. Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр) является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.
2. Федеральная служба земельного кадастра России руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Федеральная служба земельного кадастра России осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
В ведении Службы находятся федеральные государственные унитарные предприятия, учреждения и иные организации.
4. Федеральная служба земельного кадастра России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.
5. Основными задачами Федеральной службы земельного кадастра России являются:
1) осуществление в пределах ее компетенции государственного управления земельными ресурсами и участие в проведении земельной реформы;
2) ведение государственного земельного кадастра и в пределах ее компетенции - государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества (кроме технического учета) в целях информационного обеспечения деятельности по государственному и муниципальному управлению земельными ресурсами, государственному контролю за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, землеустройству, проведению кадастровой оценки земель (в том числе для целей налогообложения), реализации мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель, и иной связанной с использованием земель деятельности;
Об упорядочении деятельности по ведению государственного земельного кадастра см. приказ Росземкадастра от 26 сентября 2001 г. N П/166
3) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;
4) организация и осуществление землеустройства;
5) организация и осуществление мониторинга земель;
6) организация и осуществление прогнозирования и планирования рационального использования земель в пределах ее компетенции;
7) участие совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в формировании нормативной правовой базы по вопросам ведения государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, землеустройства, государственной кадастровой оценки земель, мониторинга земель и государственного контроля за использованием и охраной земель;
8) обеспечение в установленном порядке федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных юридических и физических лиц информацией о состоянии земель, прогнозировании и планировании их рационального использования;
9) содействие развитию международного сотрудничества по вопросам, отнесенным к ведению Службы.
6. Федеральная служба земельного кадастра России во исполнение возложенных на нее задач выполняет следующие функции:
1) принимает участие в разработке предложений по управлению земельными ресурсами и проведению земельной реформы;
2) ведет государственный земельный кадастр и осуществляет специальные функции по ведению государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества в части внесения сведений об их наличии в Единый государственный реестр земель;
3) осуществляет мероприятия по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра;
См. Федеральную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)", утвержденную постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г. N 745
4) устанавливает состав документов государственного земельного кадастра и порядок их ведения;
5) осуществляет в установленном порядке кадастровое деление территории Российской Федерации и присваивает кадастровые номера земельным участкам как объектам кадастрового учета;
6) обеспечивает ведение Единого государственного реестра земель, а также хранение этого реестра и кадастровых дел;
7) осуществляет выдачу планов (чертежей) границ земельных участков, предоставляет в установленном порядке сведения, занесенные в государственный земельный кадастр;
8) принимает участие в составлении списков плательщиков земельного налога и арендной платы за землю, осуществляет совместно с другими федеральными органами исполнительной власти контроль за целевым использованием средств от внесения платы за землю;
9) разрабатывает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по совершенствованию системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества;
10) разрабатывает и реализует федеральные программы по совершенствованию ведения государственного земельного кадастра и координирует реализацию региональных программ, участвует в разработке и реализации федеральных и региональных программ, связанных с регулированием земельных отношений, проведением земельной реформы, рациональным использованием и охраной земель;
11) обеспечивает разработку и совершенствование методик государственной кадастровой оценки земель;
12) осуществляет деятельность, связанную с государственной кадастровой оценкой земель (в том числе для целей налогообложения);
13) проводит в соответствии с государственной кадастровой оценкой земель зонирование территорий для целей, не связанных с градостроительной деятельностью, природно-сельскохозяйственное районирование земель, осуществляет мероприятия, связанные с прогнозированием и планированием рационального использования земельных ресурсов;
14) участвует в подготовке предложений о размере платы за землю, разрабатывает предложения о размере штрафов за нарушение земельного законодательства Российской Федерации, а также об оценке земель;
15) участвует в установленном порядке в проведении земельных торгов (аукционов, конкурсов), содействует страхованию в сфере оборота земельных участков;
16) участвует в совершенствовании экономических и других методов управления земельными ресурсами, а также в мероприятиях, связанных с функционированием рынка земли;
17) осуществляет меры по государственному контролю за использованием и охраной земель;
18) организует в установленном порядке выполнение работ по инвентаризации земель всех категорий и созданию фондов перераспределения земель;
19) организует, координирует и контролирует проведение землеустройства на всей территории Российской Федерации;
См. Положение о контроле за проведением землеустройства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. N 273
20) участвует в подготовке материалов по определению границ территории субъектов Российской Федерации и территории, на которой осуществляется местное самоуправление;
21) организует на основании решений уполномоченных органов межевание земель с установлением (восстановлением) на местности и техническим оформлением границ земельных участков;
22) осуществляет землеустроительную экспертизу инвестиционных программ и проектов, связанных с использованием и охраной земель;
23) организует, координирует и контролирует выполнение топографо-геодезических, картографических, изыскательских и других работ специального (отраслевого) назначения для ведения государственного земельного кадастра, проведения землеустройства, организации охраны и рационального использования земель;
24) разрабатывает предложения по установлению расценок на кадастровые, землеустроительные и другие проектно-изыскательские работы, связанные с изучением, организацией использования и охраны земель;
25) ведет мониторинг земель в пределах своей компетенции;
26) выявляет загрязненные и деградированные земли, подготавливает предложения по их восстановлению или консервации;
27) участвует в проведении работ и выполнении решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разграничению собственности на землю;
28) осуществляет информационное обеспечение деятельности по государственному и муниципальному управлению земельными ресурсами, предоставляет в установленном порядке федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, заинтересованным юридическим и физическим лицам статистические, аналитические и картографические материалы специального (отраслевого) назначения;
29) участвует в создании единой государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
30) организует реализацию международных программ и проектов, в которых участвует Российская Федерация, по вопросам, отнесенным к ее ведению;
31) разрабатывает проекты законов и других нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к сфере ведения Службы, участвует в подготовке проектов законов и других нормативных правовых актов в области регулирования земельных отношений;
32) осуществляет функции государственного заказчика проектно-изыскательских, научно-исследовательских и других работ, связанных с ведением государственного земельного кадастра и государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества (кроме технического учета), проведением землеустройства и мониторинга земель, охраной и рациональным использованием земель и государственной кадастровой оценкой земель;
33) организует разработку, создание и эксплуатацию географических информационных систем специального (отраслевого) назначения, формирование государственного фонда (банка данных) землеустроительных, геодезических и других материалов;
34) составляет ежегодно государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, отчеты о государственном контроле за использованием и охраной земель, о рекультивации нарушенных земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы;
35) организует издание тематических карт и атласов состояния и использования земель;
36) лицензирует в установленном порядке геодезическую и картографическую деятельность в составе проектно-изыскательской деятельности при проведении землеустройства и ведении государственного земельного кадастра;
37) разрабатывает и утверждает инструкции, методические и нормативно-технические документы и отраслевые стандарты по вопросам, отнесенным к ее ведению;
38) обеспечивает проведение метрологического контроля, участвует в работах по стандартизации и сертификации средств измерений, используемых для проектно-изыскательской деятельности при проведении землеустройства и ведении государственного земельного кадастра;
39) внедряет в практику результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, новую технику и технологии;
40) обеспечивает функционирование и совершенствование системы учета, отчетности и государственной статистики по вопросам, отнесенным к ее ведению, организует межведомственное информационное взаимодействие в сфере своей деятельности;
41) публикует информацию о земельных участках, находящихся в фонде перераспределения земель;
42) осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по мобилизационной подготовке и гражданской обороне;
43) разрабатывает в пределах своей компетенции перечень сведений, составляющих государственную тайну, обеспечивает их защиту;
44) разрабатывает и реализует программы и планы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для организаций, находящихся в ведении Службы;
45) проводит ревизии и проверки финансовой и хозяйственной деятельности территориальных органов Службы и организаций, находящихся в ее ведении;
46) обеспечивает проведение мероприятий в области охраны труда, осуществляет методическое руководство службами охраны труда в территориальных органах Службы и организациях, находящихся в ее ведении, разрабатывает и реализует отраслевые целевые программы по улучшению условий и охране труда и контролирует их выполнение.
7. Федеральная служба земельного кадастра России в пределах своей компетенции имеет право:
1) проводить проверки достоверности сведений, вносимых в кадастровую документацию, и использования земель независимо от их ведомственной принадлежности и видов прав на земельные участки, давать обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами предписания об устранении нарушений земельного законодательства Российской Федерации;
2) в установленном порядке привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства Российской Федерации, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания, а также направлять материалы о нарушении земельного законодательства Российской Федерации в правоохранительные органы и суды;
О предоставлении органам правопорядка сведений и материалов см. приказ Росземкадастра от 3 октября 2002 г. N П/329
3) приостанавливать в установленном порядке промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых, эксплуатацию объектов, проведение агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства Российской Федерации, установленного режима использования земель, ведут к их загрязнению и заражению, порче плодородного слоя, засолению, заболачиванию, развитию эрозии почв и другим видам деградации земель;
4) проверять при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель организации (в том числе в установленном порядке режимные), составлять протоколы по результатам проверок;
5) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию, необходимую для решения возложенных на Службу задач;
6) участвовать в международном сотрудничестве в области ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель, землеустройства и другой деятельности, направленной на охрану и рациональное использование земель;
7) в установленном порядке создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Службы и государственные учреждения, находящиеся в ее ведении, в пределах выделенных бюджетных ассигнований, готовить предложения о создании, реорганизации и ликвидации в установленном порядке государственных унитарных предприятий, находящихся в ее ведении, для ведения земельного кадастра, мониторинга земель, землеустройства, топографо-геодезических и других исследовательских работ;
8) издавать нормативные правовые акты с последующей государственной регистрацией их в установленных законодательством Российской Федерации случаях, а также инструкции, методические и нормативно-технические документы по вопросам, отнесенным к ее ведению.
8. Федеральную службу земельного кадастра России возглавляет руководитель, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации. Руководитель имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
9. Руководитель Федеральной службы земельного кадастра России:
1) осуществляет руководство и несет персональную ответственность за деятельность Службы;
2) руководит работой коллегии Службы;
3) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы, численность и фонд оплаты труда работников ее территориальных органов в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников, а также смету расходов на их содержание в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на государственное управление;
4) назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей территориальных органов и организаций, находящихся в ее ведении, в установленном порядке заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры (контракты) с руководителями указанных организаций;
5) устанавливает должностные обязанности своих заместителей; утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и о ее территориальных органах, уставы организаций, находящихся в ее ведении;
6) издает приказы и распоряжения и обеспечивает контроль за их исполнением;
7) привлекает в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной ответственности работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и организаций, находящихся в ее ведении;
8) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы;
9) направляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке работников Службы в командировки, в том числе зарубежные;
10) решает в пределах своей компетенции вопросы обеспечения правовой и социальной защиты работников Службы.
10. В Федеральной службе земельного кадастра России образуется коллегия в составе руководителя Службы (председатель коллегии) и заместителей руководителя, входящих в нее по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и организаций, находящихся в ее ведении. В состав коллегии могут входить представители иных федеральных органов исполнительной власти, организаций, ведущие ученые и специалисты.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.
Коллегия рассматривает на своих заседаниях основные вопросы деятельности Службы.
Решения коллегии принимаются большинством голосов членов коллегии и реализуются, как правило, приказами руководителя Службы.
В случае разногласий между руководителем Службы и членами коллегии решение принимает руководитель Службы, докладывая о возникших разногласиях в Правительство Российской Федерации. Члены коллегии, имеющие особое мнение по принятому решению, также могут сообщить о нем в Правительство Российской Федерации.
11. В Федеральной службе земельного кадастра России образуется научно-технический совет, возглавляемый руководителем Службы, для анализа научно-технических проблем в установленной сфере ведения. Состав совета и положение о нем утверждаются руководителем Службы.
12. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы земельного кадастра России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.
13. Федеральная служба земельного кадастра России является юридическим лицом, имеет печать и бланк с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 11 января 2001 г. N 22 "Об утверждении Положения о Федеральной службе земельного кадастра России"
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 24 января 2001 г. N 15-16, в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 января 2001 г. N 3 ст. 251
Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 455 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. N 468