Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7. Осуществление наставничества
19. Сущность наставничества состоит в том, что наставник помогает наставляемому определить оптимальный путь выполнения задания, данного наставляемому непосредственным руководителем, исходя из уровня имеющихся у наставляемого знаний и умений относительно сложности задачи.
Для этого наставнику рекомендуется использовать, а при необходимости чередовать подходы, приведенные в таблице N 1.
Таблица N 1
Роль наставника |
Краткая характеристика подхода |
Возможные варианты эффективных действий |
Наставник-инструктор |
Инструктаж - это конкретные указания о нюансах выполнения поручения с возможными алгоритмами работы. Этот подход предполагает минимум обсуждения и "слепое" следование инструкциям. Недостатком является слабое вовлечение наставляемого в процесс решения задачи и, как следствие, отсутствие понимания смысла всех выполняемых действий. Кроме того, сотруднику сложно будет самостоятельно найти решение проблемы при изменении ситуации |
Инструктаж желательно применять при взаимодействии с наставляемыми, не склонными к анализу своей деятельности или неспособными к нему, а также с наставляемыми, имеющими небольшой опыт. Данный подход наиболее эффективен при выполнении срочных, внезапных или простых поручений. Он в слабой степени способствует профессиональному развитию молодых специалистов |
Наставник-советник |
Объяснение - это логическое обоснование каждого действия. При этом подходе наставник не только говорит, что и как делать, но и объясняет, почему тот или иной способ более правильный. Это помогает наставляемому осознать смысл каждого своего шага. Объяснение предъявляет высокие требования к умению наставника понятно донести информацию до наставляемого |
Объяснение полезно использовать в отношении наставляемых, имеющих некоторый профессиональный опыт. Этот подход нередко сопряжен с дополнительными, неожиданными и не всегда конструктивными вопросами молодых специалистов. Объяснение способствует росту профессиональных знаний и умений наставляемых за счет мастерства наставника. Наиболее широко данный подход применяется при подготовке наставляемых к решению часто выполняемых или важных профессиональных задач |
Наставник-демонстратор |
Развитие - это предоставление свободы действий сотруднику, подталкивание его к решению задачи при отсутствии четких указаний и готовых решений. Этот подход может повышать мотивацию наставляемого и приводить к нахождению им нестандартных способов достижения цели. Смысл развития заключается в поддержании самостоятельности наставляемого и стимулировании его готовности принимать на себя ответственность за решение задачи. В противном случае происходит отказ от выполнения работы. После принятия ответственности наставник вовлекает наставляемого в дискуссию по обсуждению имеющихся него ресурсов и ожидаемых трудностей. Данный этап переходит в самостоятельный анализ ситуации молодым специалистом, по результатам которого он вырабатывает подробный план дальнейших действий. После составления плана или в процессе составления рекомендуется совместное обсуждение альтернативных способов решения задачи |
Данный подход является одним из самых сложных. Развитие можно применять с высокомотивированными сотрудниками. Этот подход обеспечивает наибольший рост знаний и умений наставляемого, а также в некоторых случаях и у наставника. Он наиболее полезен при решении творческих задач в условиях недостатка информации о требованиях к результату, а наименее эффективен - при ответственных сложных поручениях. Слабой стороной развития является непредсказуемость результата работы, поэтому использование данного подхода предполагает готовность наставника к риску |
20. В соответствии с положением о наставничестве в права и обязанности наставника и гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, входят:
Наставник |
Наставляемый |
Права | |
- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с исполнением должностных обязанностей гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, с его непосредственным руководителем; - давать гражданскому служащему рекомендации, способствующие выработке практических умений по исполнению должностных обязанностей; - разрабатывать индивидуальный план мероприятий о наставничестве; контролировать своевременность исполнения гражданским служащим должностных обязанностей |
- обращаться по мере необходимости к наставнику за профессиональным советом для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей; - принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством, как с непосредственным руководителем, так и с наставником; - представлять непосредственному руководителю обоснованное ходатайство о замене наставника |
Функции |
Обязанности |
- содействие в ознакомлении гражданского служащего с условиями прохождения гражданской службы; - представление гражданскому служащему рекомендаций по вопросам, связанным с исполнением его должностных обязанностей; - выявление ошибок, допущенных гражданским служащим при осуществлении им профессиональной служебной деятельности, и содействие в их устранении; - передача накопленного опыта, профессионального мастерства, демонстрация и разъяснение наиболее рациональных методов исполнения должностных обязанностей; - оказание гражданскому служащему консультативно-методической помощи при его обращении за профессиональным советом |
- самостоятельное выполнение заданий непосредственного руководителя с учетом рекомендаций наставника; - усвоение опыта, переданного наставником, обучение практическому решению поставленных задач; - учет рекомендаций наставника, выполнение индивидуального плана мероприятий по наставничеству (при его наличии) |
21. Наставляемый совместно с наставником составляют индивидуальный план мероприятий по наставничеству (приложение N 3 к настоящим методическим рекомендациям), позволяющий последовательно распределить подходы к наставничеству по всему сроку его осуществления и комбинировать их в зависимости от результатов контроля за выполнением наставляемым индивидуального плана.
В индивидуальный план включается список нормативных правовых актов, обязательных для ознакомления гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, который формируется наставником совместно с наставляемым с учетом специфики деятельности структурного подразделения.
22. В рамках осуществления наставничества особое внимание должно также уделяться контролю за исполнением должностных обязанностей не только наставляемым, но и наставником, так как для него наставничество является дополнительной функцией и нагрузкой.
В этой связи контроль в форме регулярных встреч по обсуждению хода исполнения должностных обязанностей как общего дела для наставника, наставляемого и их руководителя обязателен, так как имеет большое мотивационное значение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.