Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1020440-7 "О внесении изменения в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части сохранения права субъектов Российской Федерации устанавливать пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в региональные бюджеты),
внесенный Законодательным Собранием Калужской области
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроектом вносится изменение в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), сохраняющее право субъектов Российской Федерации, не являющихся получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, устанавливать после 1 января 2023 года пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, для иных категорий налогоплательщиков, не предусмотренных главой 25 Налогового кодекса. Законопроектом также предусмотрен переходный период, в течение которого у налогоплательщиков сохраняется право на применение льготных ставок по налогу на прибыль организаций, в случае исключения региона из перечня субъектов Российской Федерации, не являющихся получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
В соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. При этом уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации. Таким образом, ставя налоговые полномочия субъектов Российской Федерации в зависимость от их уровня бюджетной обеспеченности, авторы законопроекта нарушают принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, закрепленный в статье 28 Бюджетного кодекса.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, пониженные ставки по налогу на прибыль, установленные законами субъектов Российской Федерации и действующие до 1 января 2023 года, являются эффективным инструментом стимулирования притока инвестиций на территориях субъектов Российской Федерации и действенной мерой государственной поддержки ключевых отраслей региональной экономики.
Следует отметить, что действующие налоговые преференции для участников региональных инвестиционных проектов, специальных инвестиционных контрактов, резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и порта Владивосток, а также механизм инвестиционного налогового вычета направлены на развитие товарного производства и соответствующей промышленной инфраструктуры, обновление производственных фондов. Таким образом, вопросы стимулирования притока инвестиций в субъекты Российской Федерации в настоящее время в полной мере урегулированы налоговым законодательством.
Правительством Российской Федерации и Счетной палатой Российской Федерации законопроект не поддерживается.
К законопроекту поступило 16 отрицательных и 2 положительных отзыва законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Против принятия законопроекта высказались 37 исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в поддержку - 4.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1020440-7 "О внесении изменения в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.