Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 15 декабря 2020 г. N 3.5-04/234
на проект федерального закона N 1022121-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон), внесенный депутатами Государственной Думы СИ. Неверовым, А.К. Исаевым, С. А. Пахомовым и принятый Государственной Думой 9 декабря 2020 года, комитет по предметам своего ведения отмечает следующее.
Закон направлен на совершенствование регулирования отношений по реализации региональных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе путем совершенствования механизма предоставления Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) финансовой поддержки на их реализацию.
Законом предусматривается возможность предоставления земельных участков, на которых ранее размещались многоквартирные дома, расселенные за счет средств финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, под индивидуальное строительство, в собственность бесплатно в населенных пунктах, численность населения которых не превышает 30 тысяч человек. Такие участки будут предоставляться, прежде всего, гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Также в случае наличия у субъекта Российской Федерации обязанности по возврату в Фонд средств финансовой поддержки, предоставленных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе до 1 января 2019 года, субъект Российской Федерации вместо исполнения этой обязанности вправе использовать указанные средства на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, действие которых начинается после 1 января 2019 года. Это возможно при условии заключения с Фондом соглашения, по которому субъект Российской Федерации в целях прекращения обязательства по возврату указанных средств Фонда безотзывно отказывается от получения финансовой поддержки за счет средств Фонда, в пределах суммы, подлежащей возврату, на которую субъект Российской Федерации мог бы в будущем претендовать исходя из установленного лимита предоставления финансовой поддержки.
Закон также дополняет полномочия Фонда рядом функций по обеспечению функционирования и развития информационной системы, в том числе в целях проведения мониторинга в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также по привлечению кредитных и иных заемных средств в целях предоставления субъектам Российской Федерации финансовой поддержки на ускоренную реализацию программ переселения.
Дополнительные имущественные взносы в Фонд могут использоваться на возврат привлеченных Фондом кредитных и иных заемных средств и уплату процентов за их использование и (или) на возмещение ранее понесенных Фондом расходов на возврат кредитных и иных заемных средств и уплату процентов.
Фонд привлекает кредитные и иные заемные средства в целях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в порядке и на условиях, которые определены наблюдательным советом Фонда.
При этом доходы, полученные Фондом от инвестирования временно свободных средств, и другие, не запрещенные законом поступления, будут направляться, в том числе на уплату процентов за использование кредитных и иных заемных средств, привлеченных Фондом.
Законом устанавливаются условия и порядок предоставления финансовой поддержки на ускоренную реализацию программ переселения, полномочия Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Таким образом, определяется возможность предоставления Фондом за счет временно свободных средств финансовой поддержки, а также привлеченных Фондом кредитных и иных заемных средств сверх установленного для субъекта Российской Федерации лимита средств на текущий год, но в пределах увеличения лимита средств на переселение в предстоящие годы до 2024 года включительно, который рассчитан для этого субъекта Российской Федерации в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его реализация потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Вместе с тем определенные формы дополнительного финансирования Фонда предусмотрены. Так, пункт 12 части 8.2 секторальных мер поддержки, предусмотренных Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике предполагают предоставление по мере необходимости финансирования на обеспечение опережающей реализации федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" за счет средств 2023 - 2024 годов, в том числе с установлением возможности использования кредитных механизмов и субсидирования процентных ставок по мере необходимости.
Также распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 2241-р предусмотрено выделение из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году Минстрою России бюджетных ассигнований в размере 50 млрд рублей на предоставление субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в целях ускоренного расселения аварийного жилищного фонда в рамках федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", имея в виду расселение 1160 тыс. кв. метров аварийного жилищного фонда в целом по Российской Федерации до 1 июля 2022 года.
Учитывая изложенное комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.