Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 15 декабря 2020 г. N 3.6-04/3387
на проект федерального закона N 1061127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения полномочий государственных органов Российской Федерации и регулирования отдельных вопросов расчета и применения вывозных таможенных пошлин) (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 9 декабря 2020 года (проект N 1061127-7 внесен Правительством Российской Федерации), и отмечает следующее.
Изменения, вносимые в Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ), направлены на совершенствование законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и согласование российских норм с актами Евразийского экономического союза. Кроме того, Федеральным законом исключаются избыточные требования при осуществлении таможенного контроля.
Так, Федеральным законом уточняется механизм принятия решений по подтверждению наличия оснований для предоставления плательщику таможенных платежей отсрочек или рассрочек уплаты таможенных пошлин, налогов. Такое полномочие закрепляется за Правительством Российской Федерации и производится на основании заключений федеральных органов исполнительной власти, определяемых Правительством Российской Федерации. Обстоятельством, исключающим предоставление отсрочки или рассрочки по уплате таможенных пошлин, служит отсутствие подтверждения Правительства Российской Федерации. По действующей редакции Федерального закона N 289-ФЗ такими полномочиями наделялся федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. Данное уточнение вводится в целях дополнительного обеспечения интересов Российской Федерации, связанных с поступлением в доходную часть федерального бюджета, а также в целях приведения норм российского законодательства в соответствие с пунктами 2 и 3 статьи 59 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Федеральным законом упрощается процедура декларирования товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде. Из Федерального закона N 289-ФЗ исключается требование о необходимости предъявления таможенному органу, в котором будет осуществляться таможенное декларирование, каждой отдельной партии товара.
Федеральным законом устанавливается, что таможенное декларирование и совершение иных таможенных операций в отношении товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза либо выпуск которых не производился таможенными органами, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, и которые обнаружены таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории ЕАЭС, регулируются правом ЕАЭС. Согласно Федеральному закону N 289-ФЗ таким правом обладало Министерство финансов Российской Федерации. Вместе с тем, Таможенный кодекс ЕАЭС не содержит отсылочных норм, относящих такие полномочия на уровень законодательства государств-членов ЕАЭС.
Федеральным законом определяются случаи, когда таможенные органы вправе проводить проверки таможенных, иных документов и (или) сведений посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенным органов.
Во избежание дублирования при предоставлении в таможенные органы двойной отчетности и совершенствованию статистического учета в рамках Евразийского экономического союза Правительство Российской Федерации наделяется правом определения категорий товаров, в отношении которых участники внешнеэкономической деятельности не представляют статистическую форму учета перемещения товаров, а также закрепляется возможность освобождения от представления статистической формы в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования.
Статьей 2 Федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон от 15 октября 2020 года N 325-ФЗ "О внесении изменений в статью 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Федеральный закон N 325-ФЗ), которые позволят с 1 января 2021 года освободить от уплаты вывозных таможенных пошлин нефти сырой, добытой в Арктической зоне, а именно на участках недр, расположенных полностью или частично севернее 70 градуса северной широты полностью в границах Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа. При этом одним из условий для предоставления указанной льготы является исчисление налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Данные изменения направлены на стимулирование разработки новых месторождений и добычи углеводородного сырья в Арктической зоне Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Статьей 2 Федерального закона" следует читать "Статьей 3 Федерального закона"
В целом Федеральный закон направлен на совершенствование таможенного регулирования в Российской Федерации и будет способствовать поступлениям в доходную часть федерального бюджета.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.