Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден
областным законом
от 22 декабря 2020 года N 143-оз
(приложение 23)
Порядок
предоставления государственных гарантий Ленинградской области
8 апреля 2021 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет основания предоставления государственных гарантий Ленинградской области (далее - гарантия, гарантии) муниципальным образованиям Ленинградской области (далее - муниципальные образования) и юридическим лицам, зарегистрированным на территории Российской Федерации, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Ленинградской области или в интересах Ленинградской области, если иное не установлено настоящим Порядком.
Предоставление гарантий в обеспечение исполнения обязательств, по которым невозможно установить бенефициара в момент предоставления гарантии или бенефициарами является неопределенный круг лиц, осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 115.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
1.2. Предоставление гарантий регулируется Бюджетным кодексом, правовыми актами Ленинградской области, настоящим Порядком и осуществляется в пределах лимитов, установленных областным законом об областном бюджете Ленинградской области на текущий финансовый год и на плановый период на соответствующие цели.
1.3. Решение о предоставлении гарантии принимается Правительством Ленинградской области путем издания распоряжения.
1.4. Гарантия предусматривает субсидиарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала в пределах суммы гарантии.
1.5. Гарантия предоставляется Правительством Ленинградской области в соответствии с настоящим Порядком и договором о предоставлении государственной гарантии Ленинградской области (далее - договор о предоставлении гарантии).
1.6. Гарантия предоставляется при условии предоставления принципалом, третьим лицом обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу, возникающего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части такой гарантии, за исключением гарантий, предусмотренных пунктом 1.7 настоящего Порядка.
1.7. Гарантия, не предусматривающая право регрессного требования гаранта к принципалу, обеспечивает только обязательства хозяйственного общества, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит Ленинградской области, государственного унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности Ленинградской области.
1.8. При заключении договора о предоставлении гарантии, договора об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, финансовый орган Ленинградской области представляет Правительство Ленинградской области.
1.9. Договором о предоставлении гарантии устанавливаются следующие обязательства бенефициара:
уведомление в письменной форме финансового органа Ленинградской области о наступлении случая неисполнения принципалом своих обязательств, обеспеченных гарантией (далее - гарантийный случай), не позднее 10 рабочих дней с момента наступления гарантийного случая;
принятие всех предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для погашения задолженности принципала;
подтверждение факта наступления гарантийного случая путем представления в финансовый орган Ленинградской области копий переписки с принципалом, содержащей требование погасить задолженность;
в случае предоставления гарантии под получение кредита (займа) представление в финансовый орган Ленинградской области заверенной выписки со ссудного счета принципала;
в случае исполнения гарантом обязательства, предусмотренного гарантией, передача в согласованный сторонами срок финансовому органу Ленинградской области документов, удостоверяющих требования к принципалу.
1.10. Обеспечение исполнения регрессных обязательств по гарантии должно составлять не менее 100 процентов объема обязательств по гарантии.
Оценка рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) имущества, передаваемого в залог, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности на основании договора об оценке, заключенного с оценочной компанией. Оценка передаваемого в залог имущества осуществляется оценщиком, состоящим в штате указанной оценочной компании (заключившим трудовой договор с указанной оценочной компанией). Передаваемое в залог имущество должно быть свободно от прав на него третьих лиц, в том числе не должно быть предметом залога по другим договорам. Принятие в залог имущества, которое залогодатель приобретет в будущем, а также последующий залог имущества, переданного в залог, не допускается.
Предметом договора об обеспечении исполнения регрессных обязательств по гарантии не может являться имущество, находящееся в собственности Ленинградской области.
Расходы, связанные с оформлением обеспечения, его оценкой и страхованием, несет залогодатель.
Раздел 1 дополнен пунктом 1.11 с 8 апреля 2021 г. - Закон Ленинградской области от 8 апреля 2021 г. N 35-оз
1.11. Гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств принципала, подлежит отзыву гарантом только в случае изменения без предварительного письменного согласия гаранта указанных в гарантии условий основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта, и (или) в случае нецелевого использования средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного гарантией, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) кредитным договором и договором о предоставлении государственной гарантии по кредиту кредитором осуществляется контроль за целевым использованием средств кредита.
2. Условия и порядок предоставления гарантий
2.1. Гарантия не предоставляется:
1) для обеспечения исполнения обязательств хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных унитарных предприятий (за исключением государственных унитарных предприятий, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения и находится в государственной собственности Ленинградской области), некоммерческих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
2) муниципальным образованиям:
имеющим просроченную задолженность перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
отнесенным к группе заемщиков со средним и низким уровнем долговой устойчивости.
2.2. Предоставление гарантии осуществляется на платной основе, за исключением:
гарантии, предоставляемой на выполнение мероприятий, софинансирование которых осуществляется за счет средств областного бюджета;
гарантии, предоставляемой по обязательствам хозяйственного общества, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит Ленинградской области;
гарантии, предоставляемой по обязательствам государственного унитарного предприятия, имущество которого принадлежит ему на праве хозяйственного ведения и находится в собственности Ленинградской области;
гарантии, предоставляемой муниципальному образованию;
гарантии, предоставляемой на неинвестиционные цели.
Размер платы, взимаемой в областной бюджет, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 9 настоящего областного закона, но не более двух процентов от суммы обязательств, обеспечиваемых гарантией. В случае досрочного прекращения гарантийных обязательств плата за предоставление гарантии не возвращается.
2.3. Предоставление гарантии осуществляется при соблюдении следующих условий:
финансовое состояние принципала является удовлетворительным;
предоставление принципалом, третьим лицом до даты выдачи государственной гарантии соответствующего требованиям статьи 115.3 Бюджетного кодекса и гражданского законодательства Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу, возникающего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии;
отсутствие у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Ленинградской областью, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также просроченной (неурегулированной) задолженности принципала, являющегося публично-правовым образованием, по государственной гарантии, ранее предоставленной в пользу соответствующего публично-правового образования, предоставляющего государственную гарантию;
принципал не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении принципала не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
проведение экспертизы социально-экономической значимости и эффективности предлагаемого инвестиционного проекта (обязательства) органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим регулирование в сфере экономической политики (далее - комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области).
2.4. Обязательным условием для получения гарантии на инвестиционные цели является наличие у принципала - юридического лица - не менее 25 процентов собственных средств от общего объема инвестиций, необходимых для реализации инвестиционного проекта, за исключением хозяйственного общества, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит Ленинградской области.
Срок действия обязательства, обеспечиваемого гарантией, предоставляемой юридическому лицу на инвестиционные цели, не должен превышать срока окупаемости инвестиционного проекта, за исключением хозяйственного общества, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит Ленинградской области.
2.5. Кредиты и займы (в том числе облигационные), обеспечиваемые государственными гарантиями, должны быть целевыми.
2.6. Предусмотренное государственной гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой денежных средств в объеме просроченных обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы гарантии.
3. Порядок рассмотрения обращений и принятия решений о предоставлении гарантий
Пункт 3.1 изменен с 8 апреля 2021 г. - Закон Ленинградской области от 8 апреля 2021 г. N 35-оз
3.1. Прием заявок на получение гарантии осуществляется со дня опубликования извещения о проведении отбора на право получения гарантий до исчерпания соответствующего лимита предоставления гарантий или истечения срока приема заявок.
Извещение о начале проведения отбора размещается на официальном интернет-портале финансового органа Ленинградской области.
В извещении о начале проведения отбора указываются дата начала и дата окончания приема заявок, место подачи заявок и объем ассигнований по предоставлению государственных гарантий Ленинградской области, предусмотренный в областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год.
Дата окончания приема заявок устанавливается финансовым органом Ленинградской области.
3.2. Перечень документов и порядок предоставления принципалами документов для получения гарантии устанавливаются Правительством Ленинградской области.
3.3. Копии принятых документов на получение гарантии направляются финансовым органом Ленинградской области в трехдневный срок в адрес комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области.
3.4. Финансовый орган Ленинградской области после направления копий принятых документов согласно пункту 3.3 настоящего Порядка в течение 15 рабочих дней проводит анализ финансового состояния принципала и проверку достаточности, надежности и ликвидности обеспечения исполнения обязательств принципала при предоставлении государственной гарантии Ленинградской области.
Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области в установленном им порядке в течение 15 рабочих дней проводит анализ заявленного на получение гарантии инвестиционного проекта (обязательства) на предмет социально-экономической значимости и эффективности, в том числе бюджетной.
3.5. Подготовленные финансовым органом Ленинградской области и комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области заключения вместе с поступившими от принципала документами направляются межведомственной комиссии по оказанию государственной поддержки путем предоставления государственных гарантий Ленинградской области (далее - комиссия), созданной в качестве коллегиального органа для рассмотрения заявок на получение гарантии и их отбора.
Положение о комиссии и ее состав утверждаются распоряжением Губернатора Ленинградской области.
3.6. К отбору допускаются только те принципалы, которые имеют положительное заключение финансового органа Ленинградской области по результатам проведенного им анализа финансового состояния принципала и проверки обеспечения исполнения обязательств принципала в целях предоставления гарантии.
Основными критериями отбора заявок принципалов на получение гарантий являются следующие показатели:
1) по гарантиям на инвестиционные цели:
соответствие инвестиционного проекта приоритетным направлениям социально-экономической политики Ленинградской области;
бюджетная эффективность инвестиционного проекта;
оценка финансового состояния принципала;
социально-экономическая значимость и эффективность инвестиционного проекта, его финансовая реализуемость;
срок окупаемости инвестиционного проекта;
доля собственных средств принципала в общем объеме инвестиций, необходимых для реализации инвестиционного проекта;
надежность и ликвидность предоставляемого обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессных требований гаранта к принципал;
2) по гарантиям на неинвестиционные цели:
социально-экономическая значимость обязательства;
оценка финансового состояния принципала;
представленные принципалом предложения о способе обеспечения регрессных обязательств по гарантии.
3.7. Решение комиссии об отборе принципала (иные решения) оформляются протоколом комиссии.
Финансовый орган Ленинградской области на основании указанного решения в течение 10 рабочих дней с даты его получения готовит и направляет в Правительство Ленинградской области проект распоряжения Правительства Ленинградской области о предоставлении гарантии.
В распоряжении Правительства Ленинградской области о предоставлении гарантии указываются наименование принципала, обязательство, которое обеспечивается гарантией, объем и срок действия гарантии, а также размер платы за предоставление гарантии в случае ее взимания.
3.8. На основании распоряжения, указанного в пункте 3.7 настоящего Порядка, финансовый орган Ленинградской области от имени Правительства Ленинградской области заключает с принципалом договор о предоставлении гарантии.
До заключения договора о предоставлении гарантии принципал обязан заключить с Правительством Ленинградской области в лице финансового органа Ленинградской области договор об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии (за исключением случаев, установленных пунктом 1.7 настоящего Порядка).
Иными обязательными условиями заключения договора о предоставлении гарантии являются:
представление принципалом - юридическим лицом - дополнительных соглашений ко всем действующим договорам банковского счета, заключенным с кредитными организациями, предусматривающих право финансового органа Ленинградской области на бесспорное (безакцептное) списание находящихся на счете денежных средств для погашения долговых обязательств принципала, возникающих в результате наступления гарантийных случаев, за исключением гарантии, предоставляемой по обязательствам хозяйственного общества, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит Ленинградской области;
осуществление принципалом платы в областной бюджет (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Порядка).
3.9. Информация о государственной гарантии вносится в Государственную долговую книгу Ленинградской области в течение пяти рабочих дней с момента возникновения соответствующего обязательства.
4. Учет и контроль предоставленных гарантий
4.1. На основании данных учета, осуществляемого финансовым органом Ленинградской области, о предоставленных гарантиях, исполнении принципалами своих обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, а также учета осуществления гарантом платежей по выданным гарантиям Правительство Ленинградской области ежегодно вместе с отчетом об исполнении областного бюджета Ленинградской области представляет Законодательному собранию Ленинградской области отчет о предоставленных гарантиях по всем принципалам, об исполнении ими обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении гарантом платежей по предоставленным гарантиям.
4.2. При исполнении принципалом или третьими лицами обязательств перед бенефициаром на соответствующую сумму сокращается государственный долг Ленинградской области.
4.3. Орган внутреннего государственного финансового контроля Ленинградской области обеспечивает контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными гарантиями.
В случае установления факта нецелевого использования средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного гарантией, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, установленных договором о предоставлении гарантии, принципал и бенефициар несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, договором о предоставлении государственной гарантии.
4.4. Финансовый орган Ленинградской области осуществляет мониторинг финансового состояния принципала и контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления гарантии в соответствии с нормами действующего законодательства.
5. Исполнение обязательств по предоставленным гарантиям
5.1. Гарант несет ответственность перед бенефициаром за неисполнение принципалом предусмотренных гарантией обязательств в соответствии с договором о предоставлении гарантии.
5.2. Исполнение гарантии осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели в областном законе об областном бюджете Ленинградской области на соответствующий финансовый год.
5.3. Сведения об исполнении гарантии учитываются при расчете государственного долга Ленинградской области.
5.4. Гарант до удовлетворения требования, предъявленного ему бенефициаром, в установленный договором о предоставлении гарантии срок должен предупредить об этом принципала, а если к гаранту предъявлен судебный иск, - привлечь принципала к участию в деле.
5.5. Гарант, исполнивший обязательство принципала, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных по гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации и договором о предоставлении гарантии. При отсутствии согласия сторон по этим вопросам удовлетворение регрессного требования гаранта к принципалу осуществляется в порядке и сроки, указанные в требовании гаранта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.