Письмо Минфина России от 11 декабря 2020 г. N 02-08-10/109668
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение и сообщает следующее.
1. По вопросу правильности применения кодов классификации операций секторы государственного управления сообщаем.
Правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ), используемых для ведения органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе находящимися за пределами Российской Федерации, иными юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяются Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н (далее - Порядок N 209н).
Согласно пункту 3 Порядка N 209н отражение расходов зависит от их экономического содержания.
Пунктом 7 Порядка N 209н установлено, что капитальные вложения формируют (увеличивают) стоимость основных фондов - недвижимого и (или) движимого имущества, признаваемого в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, в том числе расходы на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества (на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение (создание) объектов непроизведенных активов).
В соответствии с положениями пункта 10.2.6 Порядка N 209н расходы по оплате договоров на выполнение демонтажных работ, в том числе снос зданий, строений и сооружений, в случае, если данные работы производятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и не включаются в объемы капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств, следует отражать по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Отражение аналогичных по содержанию расходов, включаемых в состав капитальных вложений, следует отражать по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ.
2. По вопросу квалификации контролирующими органами, исходя из положений пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), нецелевого расходования бюджетных средств муниципальным казенным учреждением расходов на выполнение мероприятий по сносу ветхих и аварийных зданий, строений, сооружений, составляющих имущество казны городского округа, сообщаем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Статьей 28 БК РФ предусмотрен перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации, одним из которых является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который в соответствии со статьей 38 БК РФ означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с положениями статьи 6 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно пункту 6 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 14.02.2018 N 26н, под составлением бюджетной сметы понимается установление объема и распределения направлений расходов бюджета на срок закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании доведенных до учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения, включая бюджетные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (в том числе субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов (далее - лимиты бюджетных обязательств).
Согласно положениям статьи 6 БК РФ под бюджетным обязательством понимается расходное обязательство, подлежащее исполнению в соответствующем финансовом году.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 87 БК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.
Пунктом 2 статьи 87 БК РФ установлено, что под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.
Таким образом, при квалификации совершенных фактов финансово-хозяйственной жизни в качестве нецелевого использования бюджетных средств необходимо исходить из наличия признаков несоответствия использования бюджетных средств направлениям (целям) их использования, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
При этом, полагаем необходимым отметить, что на этапе составления проекта бюджета также необходимо учитывать наличие правовых оснований, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств.
Кроме того, сообщаем, что административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установлена положениями статей 15.14 и 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил, как классифицируются расходы муниципального казенного учреждения на снос ветхих и аварийных зданий, строений, сооружений, составляющих имущество казны городского округа, и когда можно говорить о нецелевом использовании бюджетных средств.
Письмо Минфина России от 11 декабря 2020 г. N 02-08-10/109668
Текст письма опубликован не был