Письмо Минфина России от 9 декабря 2020 г. N 02-09-07/107827
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу правомерности включения в представление органа внешнего муниципального финансового контроля требования о проведении объектом контроля экспертизы и принятия по результатам ее проведения мер по устранению выявленных нарушений и недостатков и (или) возмещению причиненного вреда муниципальному образованию, сообщает.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено полномочие Министерства финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля.
Позиция аналогичного характера имеется в части отсутствия у Министерства финансов Российской Федерации полномочий по разъяснению иных нормативных правовых актов в установленной сфере.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе направляются объектам контроля представления, предписания.
Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон).
Статьей 16 Закона установлено, что контрольно-счетные органы муниципальных образований по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Также полагаем необходимым отметить, что муниципальное казенное учреждение является муниципальным учреждением, осуществляющим оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Таким образом, контрольно-счетный орган муниципального образования в случае выявления в ходе контрольного мероприятия нарушений (недостатков) должен руководствоваться положениями статьи 16 Закона, в соответствии с которыми представление контрольно-счетного органа должно содержать прежде всего требование о принятии мер по устранению выявленных нарушений и недостатков. При этом включение в представление органа внешнего муниципального финансового контроля требования о проведении муниципальным казенным учреждением экспертизы, необходимой для принятия по результатам ее проведения соответствующих мер и не предусмотренной сметой муниципального казенного учреждения, может привести к возникновению рисков нецелевого использования бюджетных средств.
Директор Департамента |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Контрольно-счетный орган муниципального образования в случае выявления нарушений (недостатков) должен потребовать принять меры по их устранению.
Включение в представление органа внешнего муниципального финансового контроля требования о проведении муниципальным казенным учреждением экспертизы, необходимой для принятия соответствующих мер и не предусмотренной сметой учреждения, может привести к возникновению рисков нецелевого использования бюджетных средств.
Письмо Минфина России от 9 декабря 2020 г. N 02-09-07/107827
Текст письма опубликован не был