Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства Рязанской области
от 21.12.2020 N 608-р
Региональная программа
"Повышение финансовой грамотности населения Рязанской области на 2021 - 2023 годы"
Паспорт
региональной программы
Наименование Региональной программы |
Региональная программа "Повышение финансовой грамотности населения Рязанской области на 2021 - 2023 годы" (далее - Региональная программа) |
Основания создания и реализации Региональной программы |
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р; соглашение о сотрудничестве в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, заключенное между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Рязанской области от 10 июня 2020 г. N 01-01-06/17-415 |
Заказчик Региональной программы |
Правительство Рязанской области |
Координаторы Региональной программы |
Межведомственная координационная комиссия по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на территории Рязанской области (далее - Комиссия); региональный центр финансовой грамотности - структурное подразделение Областного государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования "Рязанский институт развития образования" (далее соответственно - РЦФГ, ОГБУ ДПО "РИРО") |
Основные исполнители и участники Региональной программы |
Министерство образования и молодежной политики Рязанской области (далее - Минобразование Рязанской области); министерство финансов Рязанской области; министерство по делам территорий и информационной политике Рязанской области; министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области; министерство промышленности и экономического развития Рязанской области; министерство культуры и туризма Рязанской области; Отделение по Рязанской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу; государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области; Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области; ОГБУ ДПО "РИРО"; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина"; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева"; Рязанский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский политехнический университет"; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Рязанский государственный радиотехнический университет имени В.Ф. Уткина"; федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования "Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний"; Рязанский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования "Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя" |
Цель и задачи Региональной программы |
Цель Региональной программы - содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Рязанской области. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка; - повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий; - организация и проведение тематических мероприятий по повышению финансовой грамотности населения для целевых групп и категорий населения на территории Рязанской области; - повышение уровня доступности для населения Рязанской области информации о финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг |
Целевые индикаторы реализации Региональной программы |
Доля педагогических работников, реализующих образовательные программы, включающие в себя основы финансовой грамотности; доля педагогических работников, участвующих в реализации образовательных программ, включающих основы финансовой грамотности и прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку в области финансовой грамотности; доля обучающихся образовательных организаций, охваченных мероприятиями Региональной программы по повышению финансовой грамотности; количество онлайн уроков, просмотренных каждой образовательной организацией, в рамках проекта Банка России "Онлайн уроки финансовой грамотности. Профессионалы финансового рынка придут в каждую школу"; количество участников Всероссийского онлайн-зачета по финансовой грамотности; количество граждан пенсионного и предпенсионного возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья, охваченных консультационной поддержкой по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг; количество граждан, начинающих и действующих субъектов малого и среднего предпринимательства, охваченных информационно-консультационной поддержкой и участвующих в мероприятиях по повышению уровня финансовой грамотности |
Сроки и этапы реализации Региональной программы |
2021 - 2023 годы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Региональной программы |
Формирование комплексной системы повышения финансовой грамотности населения Рязанской области, организация и координация деятельности в сфере повышения финансовой грамотности; наличие базы комплектов методических рекомендаций (учебно-методических пособий) и методических материалов по финансовой грамотности; повышение доступности финансового образования для различных целевых групп и категорий населения; наличие региональной базы (реестра) экспертов по вопросам финансовой грамотности; наличие системы мониторинга и оценки уровня финансовой грамотности различных возрастных и социальных групп населения; организация информационного сопровождения исполнения Региональной программы в средствах массовой информации; наличие на официальных сайтах исполнителей мероприятий Региональной программы информации по повышению финансовой грамотности населения Рязанской области |
1. Общая характеристика сферы реализации Региональной программы, в том числе основных проблем, на решение которых направлена Региональная программа
Региональная программа разработана в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р, (далее - Стратегия) и будет способствовать предотвращению противоправных действий на финансовом рынке, а также повышению доверия граждан к финансовым организациям и более активному использованию финансовых инструментов для повышения благосостояния населения Рязанской области.
Региональная программа разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке региональных программ по повышению финансовой грамотности (или региональных программ (подпрограмм) с иным наименованием, направленных на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг для исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации (утверждены решением заседания Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы 22 ноября 2019 года).
Понятия и термины, используемые в Региональной программе, применяются в значениях, закрепленных в Стратегии.
В качестве одного из важнейших факторов развития финансового рынка России, влияющих на повышение стабильности финансовой системы и общей конкурентоспособности российской экономики на государственном и региональном уровнях, рассматривается повышение финансовой грамотности населения.
Финансовая грамотность является одним из ключевых элементов, влияющих на развитие экономики, который определяется как совокупность всех знаний о финансовом рынке, в том числе знаний в области защиты прав потребителей финансовых услуг, умений и навыков, которые позволяют человеку правильно оценивать сложившуюся ситуацию на финансовом рынке и принимать разумные решения.
Для участия в экономике граждане должны иметь доступ к финансовым услугам и понимать, как ими пользоваться. Поэтому большое внимание должно уделяться наличию и доступности достоверной информации о финансовых услугах и правах потребителей финансовых услуг, правильному пониманию и использованию данной информации гражданами. В связи с этим возникает необходимость создания эффективных и доступных информационных и образовательных ресурсов по повышению финансовой грамотности граждан, внедрения образовательных программ и постоянной их актуализации, а также ведения информационных компаний в сфере финансового просвещения граждан.
Финансово грамотные люди более требовательны к качеству предоставления финансовых услуг, что способствует развитию конкуренции в финансовой сфере.
Разумное финансовое поведение, основанное на достаточном уровне финансовых знаний, умений, навыков, положительно влияет на повышение уровня благосостояния и финансовой безопасности граждан. Финансово грамотные граждане в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.
Повышение финансовой грамотности населения направлено также на развитие человеческого потенциала, в том числе на вовлечение граждан в инвестиционный процесс и предпринимательскую деятельность, что способствует росту экономики Рязанской области и Российской Федерации в целом.
Масштабность задачи по повышению финансовой грамотности населения предполагает участие в ее решении большого количества заинтересованных лиц, которые могут вносить определенный вклад в развитие данного процесса в рамках своей компетенции. Важным условием эффективности деятельности по повышению финансовой грамотности является координация усилий на основе единых целей и подходов к реализации различных инициатив и программ в области финансового просвещения.
Для Рязанской области проблема повышения финансовой грамотности населения является относительно новой, актуальной и очень интересной. В 2017 году Рязанская область начала решение указанной проблемы с реализации разрозненных инициатив Отделения по Рязанской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу и исполнительных органов государственной власти Рязанской области.
Важным этапом в организации межведомственного взаимодействия в вопросах повышения финансовой грамотности населения в 2018 году стало подписание соглашения о сотрудничестве между Правительством Рязанской области и Центральным банком Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности населения Рязанской области и утверждение соответствующего Плана мероприятий на 2018 - 2021 годы.
Таким образом, начиная с 2018 года Правительством Рязанской области ведется активная работа среди различных групп населения Рязанской области по содействию гражданам в вопросах повышения финансовой грамотности.
В результате был накоплен определенный опыт, создан серьезный задел для работы по повышению финансовой грамотности со всеми целевыми аудиториями Рязанской области с учетом их возрастных, социальных, профессиональных и образовательных отличий.
Благодаря проводимой работе в 2019 году Рязанская область заняла первое место во Всероссийском онлайн зачете по финансовой грамотности.
По итогам 2019 года Рязанская область заняла лидирующие позиции среди регионов Российской Федерации в проекте Банка России "Онлайн уроки финансовой грамотности. Профессионалы придут в каждую школу" (в проекте приняли участие 100% школ региона).
Отделением по Рязанской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу совместно с Минобразованием Рязанской области в 2018 году была разработана станционная игра "Финансовые старты". В 2019 году участие в этой игре приняло более 4000 школьников региона. Для повышения финансовой грамотности учащейся молодежи, развития интереса к получению знаний в области финансов и экономики Минобразованием Рязанской области совместно с Отделением по Рязанской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу с 2018 года проводится интеллектуальный турнир для школьников "Финансовые грамотеи". В указанном мероприятии приняло участие более 900 школьников из г. Рязани и муниципальных образований Рязанской области.
В рамках проекта "День Уполномоченного по правам человека в Рязанской области" на регулярной основе проводятся мероприятия по финансовому просвещению для жителей районных центров Рязанской области (в 11 муниципальных образованиях области проведено более 20 мероприятий).
В 2019 году для координации данной работы в регионе, объединения усилий исполнительных органов государственной власти Рязанской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных органов, а также образовательных, финансовых и общественных организаций в вопросах финансового просвещения на базе Отделения по Рязанской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу был создан Экспертный совет по координации работы, направленной на повышение финансовой грамотности населения Рязанской области. В рамках деятельности данного Экспертного совета в ноябре 2019 года был реализован межведомственный проект "Неделя финансовой грамотности населения Рязанской области". В ходе проекта Отделением по Рязанской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу при активном участии Ассоциации развития финансовой грамотности, специалистов министерств, ведомств, вузов и бизнеса было организовано и проведено в г. Рязани и 12 районных центрах Рязанской области 92 мероприятия, в которых приняло участие более 8000 человек и более 40 экспертов.
Качественным результатом межведомственного проекта "Неделя финансовой грамотности населения Рязанской области" стало не только повышение финансовой грамотности жителей Рязанской области, но и консолидация всех заинтересованных сторон в сфере финансового просвещения, обнаружение новых точек для взаимодействия и укрепления межведомственного сотрудничества.
Отличительной особенностью Рязанской области является активное участие Отделения по Рязанской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу в решении проблемы нелегальной деятельности на финансовом рынке и выявлении конкретных субъектов с подтвержденными признаками нелегальной деятельности. Так, в 2019 году на территории региона было выявлено 17 субъектов с подтвержденными признаками нелегальной деятельности, что является самым высоким показателем в Центральном федеральном округе.
Кроме того, для определения уровня риска Рязанской области по вовлеченности населения в нелегальную деятельность Отделением по Рязанской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу совместно с Департаментом противодействия недобросовестным практикам Банка России было организовано проведение пилотного социологического опроса жителей Рязанской области.
По результатам опроса в 2018 - 2019 годах с финансовым мошенничеством, которое определяется как обман людей в банках, страховых компаниях, при покупке недвижимости, при получении займов или при вложении денежных средств, которые привели к финансовым потерям, сталкивалось около 29,8% респондентов. В то же время результаты опроса показали, что лишь 12,7% от опрашиваемых прямо или косвенно сталкивались непосредственно с нелегальной деятельностью на финансовом рынке. Таким образом, можно говорить о том, что общий уровень восприимчивости жителей Рязанской области к действиям нелегальных участников финансового рынка составляет почти 13%.
При этом показательно, что только 31,4% респондентов ответили положительно на вопрос, понимают ли они, что такое законно действующая финансовая организация, и что такое нелегальный (безлицензионный) участник финансового рынка. Около 30% опрошенных ответили, что не способны отличить легальную финансовую организацию от нелегальной. По результатам опроса можно констатировать, что общий уровень финансовой осмотрительности жителей Рязанской области в настоящее время составляет лишь 31,4%, что можно считать недостаточно высоким уровнем.
В целях повышения эффективности работы по профилактике нелегальной деятельности, организации постоянного взаимодействия в сфере противодействия нелегальной деятельности с Правительством Рязанской области, муниципальными образованиями Рязанской области, заинтересованными научными, некоммерческими и общественными организациями, Департаментом противодействия недобросовестным практикам Банка России совместно с Отделением по Рязанской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу разработан Межведомственный план профилактических мероприятий в сфере противодействия нелегальной деятельности на финансовом рынке на территории Рязанской области на 2020 год.
Данным планом предусмотрена разработка предложений по совершенствованию российского законодательства, направленного на противодействие нелегальной деятельности.
Комплекс мероприятий по финансовой грамотности, реализованный в Рязанской области, нашел свое отражение в "Рейтинге финансовой грамотности регионов России 2019" (проект "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации", реализуемый Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком).
Согласно данному рейтингу индекс Рязанской области по сравнению с 2018 годом вырос на 3,15% (3 место по темпам роста в Центральном федеральном округе).
Однако стоит отметить, что несмотря на рост индекса уровня финансовой грамотности населения Рязанская область по уровню финансовой грамотности населения отнесена к группе Е "Низкий".
Показателями недостаточного уровня финансовой грамотности населения Рязанской области выступают также увеличение просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам (за 2019 год величина просроченной задолженности увеличилась на 2,1% до 4,6 млрд. рублей) и увеличение просроченной задолженности по кредитам, предоставленным заемщикам, зарегистрированным на территории Рязанской области (за 2019 год величина просроченной задолженности увеличилась на 12,0% до 225,0 млрд. рублей).
В связи с этим стоит признать, что мероприятия по финансовой грамотности носят разрозненный характер и не решают проблему финансовой безопасности и повышения финансовой грамотности населения Рязанской области в целом. Необходимо проводить системную работу с участием большего числа заинтересованных лиц: федеральных и региональных органов власти, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, образовательных организаций, общественных организаций, финансовых институтов.
Исключительно важным условием эффективности этой работы является координация усилий на основе единых целей и подходов к реализации различных инициатив и программ в области финансового просвещения.
Стратегия является основой для разработки региональных программ по повышению финансовой грамотности граждан Российской Федерации. Документ нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан. Это первый стратегический документ подобного масштаба в сфере финансовой грамотности в Российской Федерации, который обеспечит координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками. В Стратегии подчеркивается высокая значимость и актуальность вопроса повышения финансовой грамотности населения, необходимость консолидации работы представителей Министерства финансов Российской Федерации, Банка России, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, бизнес-сообщества и педагогического сообщества.
Программные действия по повышению финансовой грамотности граждан Российской Федерации являются очень важными и для населения Рязанской области.
Реализация на территории Рязанской области Региональной программы будет содействовать повышению финансовой грамотности населения Рязанской области и позволит реализовать системный подход к решению проблем в сфере финансового просвещения.
Региональная программа направлена на обобщение имеющегося опыта работы по повышению финансовой грамотности всех участников данного процесса, в том числе опыта отдельных организаций, реализующих локальные проекты и программы повышения финансовой грамотности населения по отдельным узким направлениям, в результате чего будут решаться вопросы выработки единой региональной политики в сфере повышения финансовой грамотности населения, формирования единого информационного пространства и наполнение его доступной, актуальной, достоверной информацией по финансовой тематике, а также дальнейшего развития системы финансового просвещения граждан.
2. Цель, задачи, основные ожидаемые результаты Региональной программы, сроки ее реализации
Целью Региональной программы является содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Рязанской области.
Для реализации поставленной цели в рамках Региональной программы необходимо решение следующих задач:
- разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка;
- повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий;
- организация и проведение тематических мероприятий по повышению финансовой грамотности населения для целевых групп и категорий населения на территории Рязанской области;
- повышение уровня доступности для населения Рязанской области информации о финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг.
В ходе решения поставленных задач ожидается достижение следующих конечных результатов:
- формирование комплексной системы повышения финансовой грамотности населения Рязанской области, организация и координация деятельности в сфере повышения финансовой грамотности;
- наличие базы комплектов методических рекомендаций (учебно-методических пособий) и методических материалов по финансовой грамотности;
- повышение доступности финансового образования для различных целевых групп и категорий населения;
- наличие региональной базы (реестра) экспертов по вопросам финансовой грамотности;
- наличие системы мониторинга и оценки уровня финансовой грамотности различных возрастных и социальных групп населения;
- организация информационного сопровождения исполнения Региональной программы в средствах массовой информации;
- наличие на официальных сайтах исполнителей мероприятий Региональной программы информации по повышению финансовой грамотности населения Рязанской области.
Сведения о целевых индикаторах реализации Региональной программы представлены в приложении N 1 к Региональной программе.
Реализация Региональной программы будет способствовать повышению качества имеющихся финансовых услуг, позволит расширить возможности граждан по более эффективному использованию финансовых услуг в целях повышения собственного благосостояния и роста сбережений. Рост финансовой грамотности населения приведет к постепенному снижению рисков по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка финансовых услуг.
Региональная программа реализуется в 2021 - 2023 годах в один этап. Сроки реализации Региональной программы могут быть продлены в случае принятия такого решения Комиссией.
3. Основные мероприятия Региональной программы
Для решения поставленных задач Региональной программы предусмотрен план мероприятий Региональной программы (приложение N 2 к Региональной программе).
4. Механизм управления Региональной программой
Региональная программа реализуется центральными исполнительными органами государственной власти Рязанской области и Отделением по Рязанской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу.
К реализации Региональной программы привлекается по согласованию широкий круг участников, включая государственные, коммерческие, образовательные и научные учреждения, некоммерческие, общественные объединения, экспертное сообщество, волонтеров и иных участников, заинтересованных в достижении цели Региональной программы.
Общее руководство действиями участников реализации Региональной программы, в том числе определение стратегических направлений работы, общий контроль за реализацией Региональной программы, контроль и оказание содействия в реализации мероприятий Региональной программы, осуществляется Комиссией.
Полномочия по контролю за реализацией мероприятий Региональной программы и оценке эффективности ее исполнения делегированы РЦФГ.
Предложения об изменении Региональной программы, поступившие от участников и исполнителей Региональной программы, выносятся на рассмотрение Комиссии и утверждаются в соответствующем порядке.
В целях достижения целевых индикаторов реализации Региональной программы исполнители и участники:
- обеспечивают разработку нормативных правовых актов Рязанской области, планов, необходимых для реализации мероприятий Региональной программы;
- обеспечивают взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также с организациями, осуществляющими реализацию мероприятий Региональной программы;
- организуют работу по реализации Региональной программы в структурных подразделениях и уполномоченных подведомственных учреждениях;
- обеспечивают взаимодействие с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Рязанской области по вопросам реализации Региональной программы;
- проводят (при необходимости) рабочие совещания по решению тактических задач и текущему выполнению мероприятий Региональной программы.
Оценка воздействия Региональной программы будет проводиться на основе мониторинга.
Отчеты о результатах реализации Региональной программы подготавливаются участниками и исполнителями Региональной программы и представляются в РЦФГ один раз в полугодие (за полугодие - не позднее 15 июля, за год - не позднее 15 января).
РЦФГ не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, подготавливает сводный отчет (за полугодие/год) и представляет его на рассмотрение и утверждение в Комиссию.
При необходимости РЦФГ вправе запросить у участников и исполнителей Региональной программы дополнительную информацию о реализации Региональной программы.
Утвержденный Комиссией сводный годовой отчет за год направляется в Министерство финансов Российской Федерации и Банк России в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
В случае отклонений от сроков реализации Региональной программы или воздействия факторов риска, оказывающих негативное влияние на основные параметры Региональной программы, в сводный годовой отчет могут включаться предложения по дальнейшей реализации Региональной программы и их обоснование.
Процедура обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов, результатах мониторинга реализации Региональной программы, а также мероприятиях Региональной программы осуществляется путем ее размещения на официальном сайте Правительства Рязанской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в региональных государственных средствах массовой информации.
5. Анализ рисков и описание мер управления рисками реализации Региональной программы
На реализацию Региональной программы могут повлиять как внешние, так и внутренние риски, при наступлении которых могут быть не достигнуты запланированные показатели роста уровня финансовой грамотности населения Рязанской области.
К внешним рискам относятся риски, воздействующие на конечные результаты Региональной программы:
- неблагоприятные экономические условия, рост социальной напряженности;
- системные сбои на рынке кредитно-финансовых услуг;
- транспортная удаленность административных центров муниципальных образований Рязанской области, низкая степень доступности услуг финансовых консультантов в сельских поселениях;
- дискредитация Региональной программы со стороны профессиональных участников финансового рынка, заинтересованных в продвижении своих услуг.
Особое место в системе внешних рисков занимают социальные риски, связанные с сопротивлением общественности нововведениям и целям, реализуемым в рамках Региональной программы, в том числе:
- непонимание и невосприимчивость тематики Региональной программы целевыми группами населения;
- низкая заинтересованность населения в повышении финансовой грамотности.
Минимизация названных рисков возможна за счет:
- учета возрастных и психолого-педагогических особенностей целевых групп населения при проведении мероприятий Региональной программы;
- презентации Региональной программы на региональных и муниципальных мероприятиях (конференции, семинары, выставки);
- широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов реализации мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности, а также публичного освещения хода и результатов реализации Региональной программы.
К внутренним рискам относятся организационные и управленческие риски, воздействующие на реализацию Региональной программы:
- недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках Региональной программы;
- слабая координация между исполнителями Региональной программы, в том числе в части получения методической поддержки;
- отставание от сроков реализации мероприятий.
Риски данной группы поддаются управлению и могут быть существенно снижены за счет принятия соответствующих мер.
Минимизация организационных и управленческих рисков возможна за счет:
- проработки регламента взаимодействия и плана проведения заседаний Комиссии;
- обеспечения деятельности РЦФГ и Экспертного совета при Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на территории Рязанской области;
- привлечения компетентных консультантов и координаторов мероприятий Региональной программы;
- обеспечения постоянного и оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации Региональной программы, а также ее корректировки на основе анализа данных мониторинга.
6. Методика оценки эффективности Региональной программы
Оценка эффективности реализации Региональной программы будет осуществляться в два этапа.
Первый этап включает проведение оценки эффективности реализации Региональной программы по каждому целевому индикатору. Степень достижения плановых значений целевых индикаторов Региональной программы предполагается измерять на основании сопоставления их фактически достигнутых значений с плановыми.
Результативность достижения i-го целевого индикатора определяется по следующей формуле:
,
где:
- результативность достижения i-го целевого индикатора (в процентах);
- фактическое значение i-го целевого индикатора, достигнутое в ходе реализации Региональной программы;
- плановое значение i-го целевого индикатора, предусмотренное Региональной программой.
Второй этап - оценка эффективности реализации Региональной программы в целом по степени достижения плановых значений целевых индикаторов Региональной программы. Критерием оценки эффективности реализации Региональной программы по целевым индикаторам является степень достижения плановых значений целевых индикаторов Региональной программы.
Эффективность реализации Региональной программы определяется по следующей формуле:
где:
- эффективность реализации Региональной программы (в процентах);
- результативность достижения i-го целевого индикатора Региональной программы (в процентах);
- количество целевых индикаторов Региональной программы.
Эффективность реализации Региональной программы по целевым индикаторам Региональной программы определяется на основе следующих критериев:
при - Региональная программа признается эффективной;
при Региональная программа признается недостаточно эффективной;
при делается вывод о том, что Региональная программа неэффективна.
При проводится анализ причин невыполнения Региональной программы, разрабатываются предложения о корректировке Региональной программы для достижения плановых значений целевых индикаторов Региональной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.