Письмо Минфина России от 3 декабря 2020 г. N 02-09-07/106844
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев письмо аппарата Совета депутатов муниципального округа по вопросу организации внутреннего муниципального финансового контроля в исполнительно-распорядительном органе внутригородского муниципального образования - аппарате Совета депутатов муниципального округа, сообщает.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
Согласно пункту 3 статьи 269.2 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и устанавливающими, в том числе принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Организация осуществления внутреннего муниципального финансового контроля должна осуществляться с учетом:
структуры местного бюджета, в том числе особенностей исполнения местного бюджета, а также возможности осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в отношении объектов государственного (муниципального) финансового контроля, установленных статьей 266.1 БК РФ (далее - объекты контроля);
достижения целей осуществления внутреннего муниципального финансового контроля через осуществление должностными лицами, уполномоченными на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля полномочий, предусмотренных статьей 269.2 БК РФ;
соблюдения принципов и подходов, установленных федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля установлены федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 N 95 (далее - Стандарт).
Согласно положениям Стандарта принципы деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, предусмотренных статьей 269.2 БК РФ (далее соответственно - контрольная деятельность, органы контроля), подразделяются на общие принципы и принципы осуществления профессиональной деятельности, которыми должны руководствоваться государственные гражданские (муниципальные) служащие органа контроля, уполномоченные на осуществление внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - уполномоченные должностные лица).
Общие принципы определяют нормы, которыми должны руководствоваться уполномоченные должностные лица при осуществлении контрольной деятельности, и включают в себя этические принципы, принципы независимости, объективности, профессиональной компетентности, целеустремленности, достоверности, профессионального скептицизма.
В соответствии с пунктом 5 Стандарта принцип независимости означает, что уполномоченные должностные лица при выполнении возложенных на них задач должны быть независимы от объектов контроля и связанных с ними физических лиц в административном, финансовом и функциональном отношении.
Независимость уполномоченных должностных лиц состоит в том, что они:
не являлись в проверяемый период и в году, предшествующему проверяемому периоду, и не являются в период проведения контрольного мероприятия должностными лицами и (или) иными работниками объекта контроля или собственником объекта контроля;
не состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого с должностными лицами и (или) иными работниками объекта контроля или собственником объекта контроля;
не связаны в проверяемый период и не связаны в период проведения контрольного мероприятия имущественными (финансовыми) отношениями с объектом контроля.
Учитывая изложенное, сообщаем, что, по мнению Департамента, в случае если руководитель органа внутреннего муниципального финансового контроля (органа исполнительной власти, в состав которого входит структурное подразделение или должностное лицо, осуществляющее полномочия по внутреннему муниципальному финансовому контролю) (далее - Орган) принимает управленческие решения, касающиеся исполнения местного бюджета, финансово-хозяйственной жизни Органа, а также деятельности по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, то руководитель Органа несет ответственность как в части осуществления Органом бюджетного процесса, так и в части осуществления внутреннего муниципального финансового контроля, в связи с чем не может являться объектом внутреннего муниципального финансового контроля.
Кроме того, при организации внутреннего муниципального финансового контроля должно быть обеспечено соблюдение принципа профессиональной компетентности, выражающегося в применении уполномоченными должностными лицами совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих им осуществлять контрольные мероприятия качественно (пункт 7 Стандарта).
При этом в соответствии с пунктом 3 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 N 100, должностные лица органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля имеют право назначать (организовывать) экспертизы, необходимые для проведения контрольных мероприятий, с привлечением независимых экспертов (специализированных экспертных организаций), специалистов иных государственных органов, специалистов учреждений, подведомственных органу контроля (далее - специалисты-эксперты).
Права и обязанности специалистов-экспертов, а также требования к их привлечению установлены федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235. Исходя из положений указанного федерального стандарта, специалисты-эксперты не могут осуществлять внутренний муниципальный финансовый контроль самостоятельно, привлекаются в рамках контрольных мероприятий только для проведения экспертиз, по результатам которых составляют экспертное заключение, прилагаемое к акту, заключению, оформленным по результатам контрольного мероприятия, и соответственно не могут быть привлечены для осуществления внутреннего муниципального финансового контроля на постоянной основе без возложения соответствующих обязанностей по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля на должностное лицо аппарата Совета депутатов муниципального округа.
Учитывая изложенное, а также информацию об особенностях организационной структуры, штатной численности и распределении должностных обязанностей в аппарате Совета депутатов муниципального округа, изложенную в указанном письме, по мнению Департамента, осуществление внутреннего муниципального финансового контроля с учетом предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации требований в рассматриваемом случае нецелесообразно.
При этом согласно указанному письму в аппарате Совета депутатов муниципального округа организован и осуществляется внутренний финансовый аудит по упрощенной системе, что, по мнению Департамента, позволит обеспечить соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации при осуществлении им своих бюджетных полномочий.
Директор Департамента |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин подготовил разъяснения об организации внутреннего муниципального финансового контроля в исполнительно-распорядительном органе внутригородского муниципального образования.
Письмо Минфина России от 3 декабря 2020 г. N 02-09-07/106844
Текст письма опубликован не был