Письмо Минфина России от 27 ноября 2020 г. N 02-04-10/104872
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо (далее - Запрос) и сообщает следующее.
Согласно пункту 5 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 6 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Для учета доходов, раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о доходах, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, применяется федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2018 N 32н (далее - СГС "Доходы").
Пунктом 4 СГС "Доходы" определен закрытый перечень видов доходов, к которым не применяется данный стандарт. В указанном перечне отсутствуют доходы от предоставления земельных участков в сервитут. Учитывая, что в результате установления сервитута одна сторона получает право ограниченного пользования соседним участком (увеличение полезного потенциала активов), а другая сторона - экономическую выгоду в виде полученных денежных средств (плата за пользование участком), данная операция относится к обменным операциям, которые порождают доходы для одной из сторон.
Из экономической сущности отношений, отражение в бюджетном учете доходов от платы за сервитут осуществляется согласно положениям СГС "Доходы" и иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета.
Согласно обычаям делового оборота обременение земельных участков сервитутом, как правило, не ограничивается календарным годом.
В соответствии с пунктом 7 СГС "Доходы" доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, признаются для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами будущих периодов.
Следует отметить, финансовые отношения, возникающие по договорам аренды и сервитута, весьма схожи.
Положениями пункта 24 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда" закреплено, что при передаче объекта учета операционной аренды пользователю (арендатору) в бюджетном учете признаются расчеты по доходам от собственности в сумме дебиторской задолженности по арендным обязательствам пользователя (арендатора) за весь срок пользования объектом учета аренды в корреспонденции с балансовыми счетами учета предстоящих доходов от предоставления права пользования активом.
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.10.2020 N 246н "О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению"* начисление доходов будущих периодов от предоставления права ограниченного пользования земельными участками (сервитут) согласно заключенным соглашениям (на всю сумму платежей, указанных в соглашении) отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020523560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами" и кредиту счета 040140123 "Доходы будущих периодов от платежей при пользовании природными ресурсами".
Начисление доходов будущих периодов осуществляется в разрезе контрагентов, правовых оснований (в том числе договоров, соглашений, определений арбитражного суда о принятии иска к производству).
Одновременно сообщаем, что Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступность всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами ведомства. Интернет-адрес сайта - http//www.minfin.ru.
Заместитель Директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
______________________________
* Находится на регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доходы от платы за сервитут отражаются в бюджетном учете согласно положениям СГС "Доходы" и иных нормативных правовых актов по бюджетному учету.
Обременение земельных участков сервитутом, как правило, не ограничивается календарным годом.
Начисление доходов будущих периодов от сервитута отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020523560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами" и кредиту счета 040140123 "Доходы будущих периодов от платежей при пользовании природными ресурсами".
Письмо Минфина России от 27 ноября 2020 г. N 02-04-10/104872
Текст письма опубликован не был