В связи с запросами налогоплательщиков, а также в целях формирования единой правовой позиции в части порядка исчисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в отношении иностранных граждан Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
Пунктом 6 статьи 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что общая сумма НДФЛ с доходов налогоплательщиков иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму в организациях, исчисляется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.
Уменьшение исчисленной суммы НДФЛ на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей производится в течение налогового периода только у одного налогового агента по выбору налогоплательщика при условии получения налоговым агентом от налогового органа по месту нахождения налогового агента уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей (далее - Уведомление). Налоговый агент производит уменьшение на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей, после получения от налогового органа Уведомления.
Согласно пункту 7 статьи 227.1 НК РФ в случае, если сумма уплаченных за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду фиксированных авансовых платежей превышает сумму налога, исчисленную по итогам этого налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику.
В качестве примера рассматривается ситуация, когда право налогоплательщика - иностранного работника на уменьшение исчисленной суммы НДФЛ на сумму уплаченных им в налоговом периоде фиксированных авансовых платежей не было реализовано в полном объеме в связи с реорганизацией его работодателя в форме присоединения (далее - присоединенная организация), в связи с чем возникает вопрос о возможности уменьшения исчисленной суммы налога организацией-правопреемником.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Таким образом, Уведомление, выданное реорганизованной (присоединённой) организации, фактически переставшей существовать, с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица не является действительным и, соответственно, уменьшение исчисленных сумм НДФЛ на суммы уплаченных авансовых платежей организацией-правопреемником на основании такого Уведомления недопустимо.
При этом, согласно пункту 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Кроме того, согласно статье 75 ТК РФ реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) организации не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
Следовательно, с учетом указанных норм гражданского и трудового законодательства, в целях применения положений статьи 227.1 НК РФ организация - правопреемник и реорганизованная организация являются одним налоговым агентом.
Таким образом, ФНС России считает возможным, в целях равенства положения иностранных работников, работодатели которых были реорганизованы, обращаться организации-правопреемнику в налоговый орган за получением Уведомления с приложением соответсвующих пояснений, на основании которого организация-правопреемник продолжит производить уменьшение исчисленной суммы НДФЛ на уплаченную сумму фиксированных авансовых платежей в соответствующем налоговом периоде.
При этом, для инициирования процедуры получения организации- правопреемником повторного Уведомления, иностранному гражданину следует обратиться к работодателю (организации-правопреемнику) в порядке, установленном абзацем третьим пункта 6 статьи 227.1 НК РФ.
На основании изложенного, Федеральная налоговая служба просит Министерство финансов Российской Федерации согласовать изложенную выше позицию либо изложить по ней свои замечания и предложения.
Действительный государственный |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 23 января 2019 г. N БС-4-11/979@ "О согласовании позиции"
Текст письма опубликован не был