Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 15 декабря 2020 г. N 3.5-04/2033
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"
(проект N 1021303-7)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 9 декабря 2020 года, комитет в части вопросов своего ведения отмечает следующее.
Законопроект был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон регулирует вопросы создания и функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности (далее - система "Одно окно"), а также организации взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля в электронной форме по принципу "одного окна".
При этом изменения вносятся в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Изменения в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" позволяют адаптировать процедуры валютного контроля под систему "Одно окно". Так, согласно Федеральному закону, органы и агенты валютного контроля будут получать документы и информацию, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности, проведением валютных операций (далее - документы и информация), предоставленные резидентами через систему "Одно окно", в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России. Юридический статус указанных документов и информации приравнивается к соответствующим документам и информации, содержащихся на бумажных носителях.
При этом Федеральным законом резидентам, подключившимся к системе "Одно окно", вменяется обязанность представлять акционерному обществу "Российский экспортный центр" (далее - АО "РЭЦ") информацию об уполномоченных банках (филиалах уполномоченных банков), в которых у них открыты счета, в день подключения к системе "Одно окно", а в случае открытия резидентом счета в ином уполномоченном банке (филиале уполномоченного банка) после подключения резидента к системе "Одно окно" - представлять информацию о таком уполномоченном банке (филиале уполномоченного банка) АО "РЭЦ" не позднее рабочего дня, следующего за днем открытия такого счета. Также резидентам, подключенным к системе "Одно окно", вменяется обязанность представлять органам и агентам валютного контроля через систему "Одно окно" документы и информацию в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России.
В соответствии с Федеральным законом, АО "РЭЦ" обязано соблюдать коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала известна АО "РЭЦ" при осуществлении им своих полномочий. При этом установлено, что представление и передача документов и информации АО "РЭЦ" органам валютного контроля и (или) агентам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна АО "РЭЦ" при осуществлении им своих полномочий.
Также Федеральным законом вносится изменение в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в соответствии с которым обязанность представления Федеральной службе по финансовому мониторингу на безвозмездной основе информации и документов, необходимых для осуществления ее функций, в том числе обеспечения автоматизированного доступа к своим базам данных, наряду с органами государственной власти Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями, иными организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространяется также на АО "РЭЦ".
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года. При этом изменения, касающиеся введения обязанности резидентов, проводящих валютные операции, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности, предоставлять информацию об уполномоченном банке, а также документы и информацию, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, вступают в силу с 1 июля 2021 года.
Изменения, вносимые в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", не применяются к некредитным финансовым организациям, осуществляющим виды деятельности, указанные в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в частности, клиринговую деятельность, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и другие.
Учитывая, что реализация Федерального закона будет способствовать оптимизации административных процедур и сокращению барьеров в сфере международной торговли, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.