Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 15 декабря 2020 г. N 3.2-05/3376
на проект федерального закона N 1021307-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности" (проект N 1021307-7), принятый Государственной Думой 9 декабря 2020 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральным законом предусматривается дополнение понятийного аппарата Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) понятиями "ландшафтный (природный) пожар" и "лесной пожар".
Федеральным законом вносятся изменения в статью 18 Федерального закона N 69-ФЗ, относящие к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности организацию тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации) силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Корреспондирующие изменения вносятся в части 5 и 6 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом предусматривается также отнесение к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по осуществлению тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств субъектов Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона N 69-ФЗ организация управления в области пожарной безопасности и координация деятельности пожарной охраны осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий).
В целях устранения внутреннего противоречия Федеральным законом вносится изменение в статью 18 Федерального закона N 69-ФЗ, исключающее из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие по оперативному управлению подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляемое в порядке делегирования полномочий без предоставления субвенций.
Федеральным законом вносятся изменения в статью 19 Федерального закона N 69-ФЗ, распространяющие закрепленные в ней полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности на органы местного самоуправления муниципальных округов.
Кроме того, Федеральным законом предусматривается отнесение к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов. Соответствующие изменения также вносятся в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В целях соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в части бюджетного процесса статьей 5 Федерального закона предусматривается, что положения, касающиеся полномочий органов местного самоуправления по осуществлению первичных мер пожарной безопасности, вступают в силу с 1 января 2022 года.
Федеральным законом уточняются основания для проведения внеплановых выездных проверок органами государственного пожарного надзора в отношении деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления при введении органом государственной власти особого противопожарного режима. Указанные проверки будут проводиться только в отношении населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, перечень которых утверждается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Критерии определения населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, будет устанавливать Правительство Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности".
Председатель Комитета |
О.В. Мельниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.