Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1054506-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины",
внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Гордеевым, Н.П. Николаевым, О.В. Савастьяновой, Р.В. Кармазиной, В.Н. Пивненко, Г.И. Данчиковой, А.В. Канаевым; сенаторами Российской Федерации Ю.Л. Воробьевым, А.П. Майоровым, Л.З. Талабаевой, Т.А. Гигель
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 1054506-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины", и отмечает следующее.
Законопроект внесен с положительным заключением Правительства Российской Федерации, подготовлен в целях реализации перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса от 29 сентября 2020 г. (подпункты "а" и "б" пункта 1 перечня поручений N Пр-1816 от 06.11.2020 г.) и предусматривает следующие концептуальные положения:
создание открытого цифрового геоинформационного ресурса;
формирование разрешительных и отчетных документов по использованию лесов в электронном виде в единой государственной информационной системе учета древесины и сделок с ней;
блокировка перевозки либо сделок с древесиной в случае выявления недостоверной информации по объему заготовки древесины, ее видовом и сортиментном составе;
введение электронной формы сопроводительного документа на перевозку древесины с регистрацией его в единой государственной информационной системе учета древесины и сделок с ней;
регистрация в единой государственной информационной системе учета древесины и сделок с ней лесных складов, объектов переработки древесины;
заключение договоров по использованию лесов с рубками лесных насаждений, учет древесины, совершение сделок с древесиной только в электронном виде в единой государственной информационной системе учета древесины и сделок с ней;
введение запрета на предоставление лесных участков в субаренду;
возложение обязанности по тушению лесных пожаров на арендаторов лесных участков;
создание системы федерального государственного надзора в сфере перевозки древесины, выгрузки, погрузки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней.
Кроме того, предлагается в целях пресечения деятельности по незаконной заготовке древесины ввести запрет нахождения в лесу граждан с машинами или оборудованием, предназначенным для заготовки и вывозки древесины, без разрешительных документов. Законопроектом также вводится такая форма систематического наблюдения за соблюдением лесного законодательства как административное обследование лесов (по аналогии с административным обследованием земельных участков), позволяющая на основе анализа данных информационных систем, информации, полученном методом дистанционного зондирования и т.п., принимать решения о необходимости осуществления проверок, что позволит оперативно реагировать на нарушения лесного законодательства и принимать меры.
Реализация положений Законопроекта обеспечит достоверный учет качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, прослеживаемость древесины, контроль сделок с древесиной, снижение размера ущерба от незаконных рубок.
Социально-экономический эффект от принятия законопроекта складывается помимо снижения размера вреда (и, соответственно, ущерба) от незаконных рубок лесных насаждений, также из увеличения налогооблагаемой базы в лесном комплексе - лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий, которые будут ставить на баланс материально-технические запасы сырья (древесины) с момента их заготовки на лесосеке, что, в дальнейшем обороте, увеличивает налогооблагаемую базу от сделок с древесиной, которые ранее составляли серый оборот. Учёт списания древесины в производство в местах переработки древесины, впервые в истории лесного комплекса позволит организовать полный учёт произведённой продукции из древесины и установить реальный вклад лесного хозяйства в экономику страны, помимо лесных платежей за использование лесов. Учёт списания древесины в отходы позволит устанавливать реальные объёмы экологического сбора (платежа за вред окружающей среде) от лесопромышленных предприятий.
Законопроектом предусмотрены переходные положения и особый порядок вступления в силу отдельных положений законопроекта, согласованный с ожидаемыми сроками подготовки и принятия необходимых подзаконных актов и разработки и ввода в эксплуатацию необходимого программного обеспечения.
Правительством Российской Федерации подготовлен положительный проект официального отзыва на законопроект с учетом замечаний ко второму чтению.
Кроме того, учитывая необходимость обеспечения модернизации ЛесЕГАИС с 1 января 2021 года, Правительство Российской Федерации отмечает необходимость принятия законопроекта Государственной Думой в период осенней сессии 2020 года.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1054506-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины".
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.